Автокефалия - объяснение простыми словами - копирайтинг

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru - Статьи на тему "Религия"


Автокефалия – объяснение простыми словами

Если переводить дословно с греческого, это слово означает самовозглавление, или говоря современным языком, административная самостоятельность и независимость от других поместных церквей. Поместная церковь охватывает определённую территорию, на которой могут находиться несколько национальностей и даже государств.

Термин «автокефалия» как в исторические времена, так и сегодня понимается некоторыми поместными церквями не однозначно. Исторически сложилось, что автокефалия давалась указом (томосом) Вселенского патриарха, т.е. в Константинополе, но это право сейчас оспаривается, в частности Московским патриархатом, считающим, что другие патриархи также должны равнозначно ставить свою подпись в томосе. Также оспаривается право мироварения (миро – освящённое масло для помазания тела человека), предусмотренное каноном. Например, Московский патриархат считает, что право мироварения должно принадлежать автокефальной церкви, а не Константинопольскому патриарху. На сегодня существуют 14 поместных православных автокефальных церквей: Константинопольская, Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская, Болгарская, Кипрская, Русская, Элладская, Сербская, Грузинская, Румынская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии.

Некоторые из признанных автокефальных церквей сначала были самопровозглашёнными, и лишь по прошествии времени становились официально признанными. Среди них можно назвать Русскую, Румынскую, Болгарскую, Польскую православные церкви.

Получение поместной церковью автокефалии обычно предшествуют значительные исторические события, которые длятся долгие годы: войны, образование государств или их распад, церковные расколы. На церковную жизнь в православии большое влияние оказывали правители земель. Как пример, можно рассмотреть получение автокефалии Русской православной церковью Московского патриархата.

Автокефалия Русской православной церкви Московского патриархата

Изначально, начиная с крещения, церковь Киевской Руси административно относилась к Константинопольскому патриархату. Митрополиты киевские утверждались в Константинополе, да и сами они были выходцами из Византии. Со временем их стали избирать из русских священников, но назначались они всё равно в Константинополе.

Путь к автокефалии русской церкви начался с провозглашения на соборе во Флоренции в 1439 г. унии между католической и православной церковью. Приняли унию патриарх Константинопольский Иосиф Второй и император Византии Иоанн Седьмой Палеолог. От Руси присутствовал митрополит Киевский Исидор, сторонник унии, ставший папским легатом. Но многие православные священники и правители были отрицательно настроены к унии и считали, что Константинополь предал православие. Исидор получил поддержку в Киеве и Смоленске, но в Москве князь Василий Второй был настроен против унии. По прибытии в Москву Исидор был арестован, и затем выслан в Литву. Князь писал в послании императору и патриарху Константинопольскому о неприятии унии, но при этом подчёркивал верность «Греческой вере». Тогда же прозвучала просьба ставить митрополитов на соборе русских епископов, по причине якобы дальнего и небезопасного пути в Константинополь, что послужило началом действий на получение автокефалии русской церкви.

Первым ставленником Москвы на Киевскую митрополию, в нарушение установленного порядка, был выбран митрополит Иона в 1448 г. Желая сохранить легитимность своего ставленника, в Москве доказывают вынужденность такого действия. Но не отказываются от прежних отношений с Константинополем с одним лишь требованием – самостоятельное избрание митрополита. Униатство во Вселенской церкви длилось не долго. Как ни странно способствовали в этом турки-османы. После падения Византии и завоевания Константинополя султаном Мехмедом Завоевателем, в 1454 г. по его воле был избран православным патриархом, противник унии Геннадий Схоларий. Сторонники унии были высланы султаном из Константинополя. На Руси в это время шёл процесс разделения Киевской митрополии. В 1458г. Киевская митрополия была разделена на епархии высшей Руси – православный митрополит Иона, и нижней Руси – митрополит-униат Григорий Болгарин, ставленник Исидора. Папа Пий Второй предпринимал попытки объединить епархии под руководством Григория. Об этом папа, через польского короля Казимира, просил князя Василия Второго, но князь отказался принимать митрополита-униата. В 1459 г., в Кремле Собором русских епископов, признавшим Иону, было подтверждено окончательное разделение русской церкви на Киевскую и Московскую митрополию. В 1467 г. Киевский Митрополит Григорий отошёл от униатства, воссоединился с православием, был принят Константинопольским православным патриархом Дионисием Первым. На фоне этого Дионисий предпринял очередную попытку соединить русские церкви, признав единственного канонического Киевского митрополита Григория. Но получил очередной отказ, уже от великого князя Ивана Третьего. Формально князь отказался признавать законными требования Константинопольского патриарха, считая его ставленником неверного турецкого султана, не смотря на то, что патриарх не был униатом, но окончательного разрыва с Вселенским патриархатом в Москве не хотели и частично поддерживали отношения.

В 1518 г., был визит делегации из Константинополя в Москву от патриарха Феолипта. В составе делегации был учёный Максим Грек, который отрицательно относился к самопровозглашённой Московской автокефалии и пытался убедить русских восстановить прежние отношения с Вселенской церковью. Но в Москве был однозначно взят курс на самостоятельность и независимость от Константинопольской патриархии. Одним из доводов было то, что при неверном султане в Константинополе нет уже той чистоты веры. Однако вопрос о легитимности действий русских властей не снимался, и беспокоил церковное общество Руси. Неразрешённость вопроса о законности автокефалии длилась до 1589 г., когда Москву посетил Константинопольский патриарх Иеремия Второй, с которым были проведены переговоры об учреждении патриаршества на Руси. С этой даты считается официальное признание автокефалии церкви Московского патриархата.




Статья "Автокефалия - объяснение простыми словами" написана:

копирайтер Sergey Vasilevitsch [Рейтинг: 5]


Cтатьи копирайтера по схожим темам:

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru | Статьи на тему "Религия"