Второе дыхание нигилизма: Россия, XXI век.

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru - Статьи на тему "Общество"

Похожие тематические статьи:

- Второе дыхание нигилизма: Россия, XXI век.

- Как оказать первую помощь пострадавшему человеку?

- Мудрость государства или фактор "Русского чуда "

- Лазерная блефаропластика - красота век без хирургического скальпеля

- Пётр Налич – «не формат» для Евровидения

- МОСКВА - ИСТОРИЧЕСКИЙ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РОССИИ

- Суицид шагнул в 21 век

- Роль России в ВТО

- Доллар может оказаться под запретом.

- Нынешняя социально-экономическая и социально-политическая обстановка в России

- Эффект бабочки, или Сон ставший явью

- "Галитоз"

- Посмотрите на мир взглядом юной красотки!

- Раздвоение личности, откуда взялся второй копирайтер?

- Описания товаров

- Останется ли Россия читающей страной.

- Против кого вооружается Россия: блеск и нищета военной реформы

- Я патриот нашей страны!

- Заказчик и исполнитель. ЧЬЯ ПЕРВАЯ СКРИПКА?!

- Казуальные игры. Развлечения XXI века

«Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои». Этими словами обозначает одну из своих основных жизненных позиций главный герой Тургеневского романа «Отцы и дети». Сегодня это выражение не обязательно отнесет наши мысли к эпохе XIX века. Многие с такими позициями встречаются каждый день в повседневной жизни, а некоторые в таком категорическом постулате узнают и себя. Эта тема достаточно актуальна для мира в целом. Для России же данная тема не только не утратила своей актуальности; в современном российском обществе нигилизм отнюдь не редкое явление и в некоторых аспектах представляет собой серьезную проблему.

Что же представляет собой нигилизм теперь, и как часто мы с ним сталкиваемся? С явлением отрицания какой-либо системы ценностей и убеждений, думаю, сталкивается каждый ещё в переходном возрасте. Это период, когда недостаточно чужих представлений о мире, человеческий ум требует формирования своих мнений. А для того чтобы сформировать свое мнение, надо исключить иные субъективные, навязанные мнения. Такое явление социолог Эрих Фромм называет психологической защитой и предлагает подходить к нигилизму именно как к средству психологической защиты. Фромм утверждает, что развитие личности человека проходит в двух тенденциях: стремление к свободе и стремление к отчуждению. Не каждый человек способен воспользоваться путем увеличения свободы, вызывая ряд негативных психических переживаний. Это ведет его к отчуждению. Тогда, по мнению Фромма, срабатывает защитный механизм – человек стремится разрушить мир, чтобы тот не разрушил его. Что и происходит, когда дети, уходя от опеки родителей, сталкиваются с несоответствием навязанных им норм и правил с условиями реальности.

Далее, нигилизм в XXI веке как отрицание религии носит стихийный характер. В век прогресса и нарастающего ядерного и цифрового могущества человека общество больше не нуждается в богах и высшем разуме. Атеизм становится новой религией. Особенно это заметно в России, хоть здесь большую роль играет не столько прогресс, сколько своего рода стереотипы. Сложившийся в период советской власти стереотип идеи вместо религии все ещё имеет власть над многими умами. Вспомним ещё один момент из «Отцов и детей». На восклицания Базарова о том, что надо все разрушить, Павел Петрович возмущенно отвечает: «Ведь надобно же и строить!». Что же похожее на этот диалог происходит во время развала Советского Союза? У людей, у которых когда-то отобрали веру, отбирают и идею. Сначала появляется культ денег и тянется все 90-е, затем культ исчезает. Люди понимают, что новой идеи нет. Что старое снесено, а нового нет, и в ближайшее время не предвидится. На таком невеселом начале зарождается новое религиозное самосознание. Оно очень тяжелое и наверняка ещё более десятка лет не завершится. С одной стороны балансирует советское прошлое, которое громогласно возвещает: «Бога нет!». С другой стороны – полная несостоятельность новой российской идеологии, которая не имеет под собой надежной опоры и не внушает особо радужных надежд. Современная церковь же больше является орудием в политике, чем храмом истины и веры, поэтому перед обычным человеком стоит весьма тяжелый выбор. Человеку всегда нужно во что-то верить, в идею, в Бога, в марсиан или в Деда Мороза… Но откуда взяться идее в политически расколотом обществе? Вере среди богохульства и пошлости? Марсианам на Земле, а Деду Морозу в Алжире? Я думаю, что среди нас вообще довольно мало людей абсолютно верующих. Все больше людей не определившихся и «теплых»: «О, если б ты был холоден или горяч!». На ум приходит сцена из «Бесов» Достоевского, в которой Тихон объясняет Ставрогину, почему лучше быть атеистом, чем равнодушным: «Совершенный атеист стоит на предпоследней верхней ступени до совершеннейшей веры (там перешагнет ли ее, нет ли), а равнодушный никакой веры не имеет, кроме дурного страха.» Дурной страх – именно это, по моему мнению, засело в большинстве умов современности вместо веры. Здесь и отрицание и боязнь отрицания одновременно раздирают человека – нигилизм нигилизма, иначе не назовешь.

Нигилизм широко шагает по России. Шагает сотней тысяч ног, среди которых 80 тысяч – уверенный молодежный шаг. Многие современные школьники вообще не знают, кто такие Джонатан Свифт, Даниель Дефо, Жюль Верн. В этом, разумеется, не только их вина. Программы школ каждый год перекраиваются, когда-то хваленое русское образование катится с горы со своими реформами-преобразованиями, которые направлены не на повышение знаний, а на облегчение поступления в ВУЗы. Вообще образование в России превращается в гонку за бумагами, «корочками» и всевозможными аттестатами. Это ли не нигилизм? Отрицание необходимости знания как такового? Каждый день переписывается история – сегодня у нас десталинизация, завтра появляется оказывается веками существующее государство Украина, а через несколько дней Россию чуть ли не обвиняют в начале второй мировой. В таком хаосе у людей, естественно, пропадает желание изучать свою историю, а без истории невозможно никакое развитие. Люди отказываются от своих корней, от своей истории, от своего гражданства.

Общество сдавливает взаимный пресс – нигилизм сверху и нигилизм снизу. Нигилизм сверху представляет собой государство, которое разрушило старую систему и не построило за 20 лет ничего фундаментального. Нигилизм снизу же являют собой аполитичные, не признающие это государство и ненавидящие свою страну граждане.

Нигилизм представляет собой серьезную нравственную проблему. Человек не существует вне социума. А значит, вне культуры этого социума. Отрицание культуры, норм, традиций приводит нас обратно в первобытный строй – человек все больше отделяется от общества, уже не чувствует целостность с ним. А я не думаю, что века развития и совершенствования стоят того, чтобы в один прекрасный день оказаться в пещерах. В нигилизме, какой он есть и был в России, есть отличительная деталь. Если Ницше предлагает решение этой проблемой путем переоценки ценностей, то здесь как в середине XIX, так и в начале XXI века переоценки ценностей не происходит. Происходит одно обесценивание, без переоценки. Люди не научились создавать, разрушая. Нельзя сделать счастливым общество, просто отобрав у него все – плохое, хорошее, не дав ничего взамен. И если вы думаете, что это не проблема, что такие люди – исключения, что ж, «Нас не так мало, как вы полагаете».




Статья "Второе дыхание нигилизма: Россия, XXI век." написана:

копирайтер Fremden [Рейтинг: 10]


Cтатьи копирайтера по схожим темам:

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru | Статьи на тему "Общество"