Булгаковский Арбат - копирайтинг

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru - Статьи на тему "Страны и города"


Родные улицы Арбата, арбатские переулки издавна упоминаются в произведениях русских писателей: Николая Гоголя, Льва Толстого, Марины Цветаевой, Булата Окуджавы, Иосифа Бродского и многих-многих других. А между тем, в этих переулках Михаил Булгаков поселил своих героев в одноименном романе «Мастер и Маргарита», это было и основным местом событий романа. Где же располагаются эти архитектурные сооружения, с таким ярым восхищением описанные в романе и так искусно спрятанные в книге писателем? Наша экскурсия начинается с Арбата…

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло». Это здание, известное как Пашков дом, что по улице Моховой, д.26, ныне один из корпусов Российской государственной библиотеки, создано знаменитым зодчим В.И. Баженовым в 1784-1786 гг. (по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка П.Е. Пашкова). На протяжении многих лет считался одним из самых красивых зданий Москвы. Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлём (он был первым советским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади). С крыши этого дома Воланд видел огромный серый дом правительства, возведённый на набережной, а вместо храма Христа Спасителя – обнесённую забором дыру (на этом месте планировался так и не построенный Дворец Советов, увенчанный стометровой статуей Ленина).

В Староваганьковском переулке спрятался еще один дом (17), именно в этот «облупленный от времени особняк», пришел сдать выручку Варьете бухгалтер Василий Степанович Ласточкин. По роману здесь располагался Городской зрелищный филиал (комиссия зрелищ и увеселений), а во времена Михаила Булгакова в нем находилась редакция газеты "Московский листок", первого в Москве органа бульварной прессы. Это дом постройки 18 века, был перестроен в 1876 г. архитектором М. А. Зыковым, знаменит своими флигелями и чугунными балконами. В начале 19 в. этим участком владела княгиня Н. И. Голицына, мать декабриста, члена Северного общества В. М. Голицына. В 1860-х гг. тут квартировал писатель А. А. Потехин, а в 1880-х гг. - главный дирижер Большого театра И. К. Альтани. В 1906-1908 гг. здесь была квартира артиста Художественного театра И. М. Москвина. Сегодня это здание также находится в распоряжении Российской государственной библиотеки, здесь разместилась их бухгалтерия.

Мало кто знает, что на улице Большая Молчановка, д.12, стр.2 за Московским Домом книги спрятались 3 памятника героям романа «Мастер и Маргарита». Это скульптуры Александра Рукавишникова, по каким-то причинам не востребованные ни одним из булгаковских мест города. Герои должны были жить на Воробьевых горах или Патриарших прудах, но все еще ютятся во дворе мастерской скульптора.

«Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоём занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк цел ещё до сих пор…» Не соврал великий писатель, главный прототип особняка Маргариты находится именно на Арбате, в Малом Ржевском переулке (бывшая улица Палиашвили). Здесь в 1920 гг. в помещении Закавказского представительства бывал писатель. Здание в стиле поздней московской псевдоготики построено в 1901-1902 гг. архитектором С.У. Соловьевым.

Незабываемым останется посещение отъявленных хулиганов свиты Воланда, Коровьева и Бегемота, знаменитого в то время магазина Торгового Синдиката на Смоленском рынке: «У зеркальных дверей Торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот». Итак, Торгсин, ул. Арбат, д.54/2, занимал весь первый этаж дома. Сейчас здесь гастроном «Смоленский». Здание строилось в 1928-1933 гг. (архитекторы В. Маят и В. Олтаржевский). Такие магазины были открыты в начале 1930 гг. для торговли на иностранную валюту, боны, драгоценности. Торгсин – сокращение, означающее «торговля с иностранцами». Иностранцы, приезжающие по делам или по туристическому и одновременно идеологическому приглашению, могли приобрести в Торгсине привычное для своего образа жизни продовольствие и прочие товары. Встречались тут и соотечественники. Схема была такая: человек сдает в Торгсине драгоценности, получает боны и на эти боны покупает продуктовый и непродуктовый дефицит. А драгоценности идут на нужды индустриализации – например, на покупку станков. Известно, что и сами Булгаковы иногда пользовались этими магазинами.

Дом, где состоялся Бал у Сатаны, где королевой была известная героиня – это Спасо-Хаус (резиденция посла США в Москве), находится на Спасопесковской площади, д.10. Прообразом знаменитой сцены послужил бал 25 апреля 1935 г. у американского посла Вильяма Буллита. «Я никогда в жизни не видела такого бала», – записывала Елена Сергеевна, жена Михаила Булгакова, едва ли не словами Маргариты. «В зале с колоннами танцуют, светят прожектора, за сеткой, отделяющей оркестр, живые птицы и фазаны. Ужинали за отдельными столиками в громадной столовой, живые медвежата в углу, козлята, петухи в клетках. За ужином играли гармонисты. Ужинали в зале, где стол с блюдами был затянут прозрачной зеленой материей и освещен изнутри. Масса тюльпанов, роз. Конечно, необыкновенное изобилие еды, шампанского. В верхнем этаже (особняк громадный, роскошный) устроена шашлычная. Там танцевали кавказские танцы. Нас принимали очень приветливо, я танцевала со многими знакомыми...» ...Отсюда ведут, возможно, свое начало бальный зал и все, что было описано в романе.

В конце его её внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен чёрным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверью золотом выведена надпись: «Дом Драмлита»». Надо отметить, что дом 12 в Большом Николопесковском переулке (бывшая улица Евгения Вахтангова) является жилым и, действительно перенявшим черты описанного в романе здания. Именно над ним совершала свой полет Маргарита, и именно здесь крушила квартиру критика Латунского. Но, все же, писательский дом, построенный по заказу Иосифа Сталина, где жили официальные номенклатурные писатели и критики, расположился в Замоскворечье напротив Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 17). Стоит отметить, что Михаилу Булгакову в прошении на квартиру в доме Драмлита было отказано, он вынужден был довольствоваться скромной писательской надстройкой на улице Фурманова, 3-5, кв. 44, в строительном кооперативном товариществе «Советский писатель».

«Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвёртым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами». Здание это все знают, а театр этот все любят. Театр им. Е. Вахтангова по улице Арбат, д.26. Кстати, здесь в 1926-1929 гг. шла пьеса «Зойкина квартира» Михаила Булгакова. Театральное здание тогдашней студии было переоборудовано в 1921 г. из старого особняка. Прежнее здание не сохранилось – разрушено при налёте фашистской авиации в июле 1941 г. Современное здание было построено в 1947 г. (архитектор П.В. Абросимов).

Оставив справа театр, свернув налево и пройдя прямо – мы попадем в Сивцев вражек, «заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок…», где летала Маргарита. С этим переулком у писателя особые отношения. Будучи большим поклонником творчества Николая Гоголя, он называл его своим учителем. В доме № 9 Николай Гоголь жил в зимние месяцы 1849-1851 гг. у С.Т. Аксакова, ему он читал свои произведения. На этом доме висит мемориальная доска, а в 1984 г. была открыта постоянно действующая выставка, посвящённая писателю (филиал Литературного музея).

И последний, но не менее значимый объект в районе Арбата, непосредственно связанный с романом, - это один из возможных прототипов дома Мастера, Плотников переулок, д.10 (бывшая квартира 35 в полуподвале). Писатель бывал здесь у своего друга и первого биографа П.С. Попова. Ряд примет, обозначенных в романе, вполне подходят к этому адресу: вблизи Арбата, по которому в те годы грохотали железные ящики трамваев; внутренне расположение, обстановка полуподвальной квартиры. Но сам дом не похож на маленький особнячок в садике: шестиэтажная громадина постройки начала века. Более подходящий под описание дом находится в районе Пречистенки, в Мансуровском переулке, д.9. В ранней редакции романа адрес подвала Мастера так и назван: «где-то в районе Пречистенки», и лишь в окончательном тексте автор перенес его в район Арбата.

Таким образом, мы видим, с какой легкостью писатель будто бы жонглирует зданиями Москвы, меняет их расположение, наделяет их чертами своей фантазии. От этого роман становится еще притягательнее, еще более значимей, чем он есть, ведь «Мастер и Маргарита» - не просто мистический роман, каким принято его считать, но и особый памятник Москве, который возложил великий писатель Михаил Булгаков. А его особый взгляд позволил нам по-новому исследовать любимый Арбат.




Статья "Булгаковский Арбат" написана:

копирайтер Efrazy [Рейтинг: -6]


Cтатьи копирайтера по схожим темам:

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru | Статьи на тему "Страны и города"