Извращенные стимулы: получение специальности.

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru - Статьи на тему "Образование"

Похожие тематические статьи:

- Извращенные стимулы: получение специальности.

- Моя профессия ландшафтный дизайнер

- Простые советы по поиску видов заработка в Сети.

- Проходная

- Дети в модельном бизнесе – это нормально?

- Извращенные понятия одного «современного» педагога

- РАБОТА В ОФИСЕ: ДЕГРАДАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (перевод с английского, адаптация: mrCnpoc)

- Мы выбираем профессию или она выбирает нас.

- Основные сведения о материнском капитале.

- Образование за границей

- Что такое АПОСТИЛЬ и почему его нужно проставлять в Ташкенте ?

- "Абитуриент"

- История одного КОПИРАЙТЕРА

- Высшее образование. Учёба в ВУЗе нужна не всем!

- Учиться заочно....А заочно - это за сколько?

- Профессиональные кадры - залог успеха

- в инженеры я пойду

- О чем следует думать, выбирая ВУЗ

- Кто такой фитодизайнер?

- Признание в любви копирайтингу. Или история одного копирайтера

Как известно, история повторяется. Именно так происходит с платой за обучение. Она возвращается. Не сегодня – завтра это станет свершившимся фактом.

Как же мы дошли до этого?

Чтобы разобраться в вопросе, предлагаю копнуть историю России лет на сто, и сделать ретроспективу, чтобы было что, и с чем сравнивать.

В дореволюционной России центрами получения общедоступного образования были, так называемые, начальные училища, включавшие земские, министерские и церковно-приходские школы со сроками обучения от 3 до 4 лет. Школы посещало 20% детей. Там обучали чтению, письму, арифметике и закону божьему, причем по результатам, каждый второй не обладал даже этими навыками. Средней школы, в том виде, в котором мы ее знаем, просто не было.

Какую же цель поставила перед собой Советская власть в области образования?

На 8-м съезде РКП(б) (1919) целью ставилось создание социалистической системы народного образования, как орудия коммунистического преобразования общества. Масштабный и социально значимый проект, соответственно и задачи пришлось решать под стать, такие, как ликвидация безграмотности, например.

Каких результатов удалось добиться?

На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918-19, организация народного образования была перестроена на новых, социалистических началах: все общеобразовательные школы стали общенародными; существование частных школ запрещено; введены бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь – от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию советской системы общественного дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приема в вузы, открывшие двери для рабочих и крестьян.

Стоит особо подчеркнуть, что создание советской школы проходило в тяжелейших условиях Гражданской войны и интервенции, хозяйственной разрухи, но, несмотря на это, уже к лету 1930 в СССР было введено всеобщее обязательное начальное образование, а в 1936 право на обучение закреплено Конституцией.

Начатая Лениным и завершенная Сталиным, социалистическая система народного образования приобрела законченный вид к 1936 году. Именно в таком виде она и дошла до сегодняшнего дня почти без изменений. Особо следует отметить, что образование было не только всеобщим, но и бесплатным. Беспрецедентные усилия и демократические основы социалистической системы образования позволили вывести катастрофически безграмотное население на уровень грамотности ведущих стран мира в рекордно короткий срок.

Демократам досталась в «наследство» Сталинская система образования всего 50-ти лет от роду. Насколько она сегодня отвечает требованиям профессии, не будем обсуждать, так как это большая тема для отдельного осмысления. Сейчас речь идет о получении образования на платной основе.

Впервые, плата за обучение вводится при Сталине постановлением №638 от 26 октября 1940 года. Устанавливается плата за обучение в старших классах (8-10) средней школы, проф-техучилищах и ВУЗах в размере 150-400 рублей в год.

За школьное образование платили и при Хрущеве, правда, несколько своеобразно. В 1958 году принимается закон «Об укреплении связи школы с жизнью», которым вводилось обязательное 8-летнее образование. Учащиеся же 9-10 классов должны были по 2 дня в неделю работать на производстве или сельском хозяйстве. Все, что они зарабатывали, шло на оплату получения школьного образования.

Окончательно плата за обучение отменена Брежневым в 1966 году. Помянем добрым словом «дорогого Леонида Ильича»!

Вернемся в 1940. Старшие классы считались подготовительными для поступающих в ВУЗы, к тому же были введены совсем недавно. Семилетка, по-прежнему, оставалась бесплатной, поэтому плата за обучение в старших классах, профтехучилищах и ВУЗах никоим образом не затрагивала основ народного образования.

Не будем забывать, что это был предвоенный год. Неизбежность войны понимали все. Полным ходом шла подготовка к ней. Меня нисколько не удивляет, что ввиду недостатка средств, введена плата за обучение. После войны, плата за обучение была отменена. Это, также, вполне объяснимо: заводы лежат в руинах, население убыло. Для послевоенного восстановления хозяйства требуются квалифицированные кадры во всех отраслях народного хозяйства.

Что же происходит сегодня? Почему мы снова возвращаемся к платной образовательной системе? Плата за обучение придаст импульс демократическим процессам в стране, или сделает образование элитарным, снизив общий уровень доступности и грамотности в стране?

С точки зрения экономической теории, в 1940 был создан своеобразный входной барьер в профессию, позволяющий производить селекцию абитуриентов на предмет профпригодности. Три года в старших классах, плюс пять лет в ВУЗе, плюс плата за обучение – это достаточно высокий порог входа в профессию, преодолеть который мог только молодой человек с определенным набором качеств (целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, дисциплинированность, увлеченность профессией). Диплом ПТУ или ВУЗа служил своеобразным, однозначно трактуемым, сигналом потенциальному нанимателю наличия у соискателя определенного высокого морального, образовательного и интеллектуального уровня, наличия определенного набора профессиональных качеств и навыков. Вполне естественно, что при найме на работу, работодатель устанавливает уровень оплаты труда такому работнику выше, чем работнику с 7 классами. С этой позиции, чем выше плата за обучение, тем мельче ячейки сита, через которое проходит претендент на получение профессии, тем выше его начальный уровень оплаты труда после ее получения. Такое положение одинаково устраивает, как соискателей, так и работодателей.

Полная отмена платы за обучение привела к искажению стимулов в получении образования. Входной барьер снизился, и как результат, учиться профессии стало «экономически нецелесообразно». Можно пропускать занятия, списывать на экзаменах, делать курсовые работы «в последнюю ночь», а участие в «общественной жизни» вообще снимает любые преграды на пути к заветному диплому. «От сессии до сессии студент гуляет весело»!

Безусловно, ситуацию необходимо менять, и делать это безотлагательно! Барьер входа в специальность необходимо повысить до такого уровня, что однажды выбрав трудовую стезю, получить другую специальность, было бы сопряжено с еще большими трудностями. Способов «поднять планку» масса, в том числе и экономических, то, как плата за обучение. Здесь, я полагаю, необходимо четко разграничить понятия образования вообще и образования с целью получения специальности. Таким образом, если речь идет о плате за получение среднего образования, то это, несомненно, шаг назад, если речь идет о специальности, то, несомненно, плата за его получение улучшает позиции соискателя на рынке труда, и это шаг вперед. На мой взгляд, плата за обучение в ВУЗах (по окончании средней школы) и в колледжах (по окончании 8 классов)вполне оправдана. В любом случае, создана конкурентная среда в сфере профессионального обучения, а это уже положительный сдвиг. Время покажет, кто в ней выживет, а кто нет.

Как бы не сложилась реформа школы, я верю в мудрость своего народа. Я доверяю его чутью и смекалке. Мы многое пережили. Переживем и это.




Статья "Извращенные стимулы: получение специальности." написана:

копирайтер Тим Талер [Рейтинг: 5]


Cтатьи копирайтера по схожим темам:

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru | Статьи на тему "Образование"