Судьба без итога

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru - Статьи на тему "Техника"


Это впечатляющий образ, и до сих пор он стоит у меня перед глазами: огромный штабель угля, неторопливо испускающий в морозный воздух космы белого дыма, а прямо передо мною – неподвижная стальная «нога», восходящая куда-то вверх, туда, где не столько виден, сколько угадывается силуэт козлового крана-перегружателя. Да, это именно он – монструозная металлическая конструкция, молчаливый свидетель исторических событий, переживший многочисленных участников стахановского движения и ударников социалистического труда, молчаливо взиравший на ход перестроечных реформ и бардак, свойственный нашей стране в лихие девяностые. Он был создан (именно создан, а не построен) в 30-е где-то на западе, эвакуирован сюда, в безопасную Восточную Сибирь, после начала Великой Отечественной войны и уже больше шестидесяти лет согревал город и ближайший областной центр, подавая за смену сотни тонн угля на нужды ТЭЦ.

И я, и машинист крана, подымавшийся вместе со мной по узким крутым металлическим лестницам, были для перегружателя незначительными мелкими насекомыми. Не только из-за размера. Просто столько уже разных подобных людишек перемещалось по его конструкциям, - и где они теперь? Кто теперь вспомнит, чего они хотели и о чем мечтали? Все это неважно и временно, а кран оказался практически вечным.

Поднявшись на самый верх, я оглянулся. Внизу все было затянуто дымом, небо наверху тоже имело какой-то грязный оттенок, а ярко-красный большой круг солнца с удивлением наблюдал это царство дыма. Машинист смахнул рукавицей смесь угольной пыли и снега с калитки, преграждающей путь к кабине управления. У нас была простая и легкая работа: проверить работу концевых выключателей и прибора безопасности в процессе одного-двух рабочих циклов крана.

Кабина перегружателя по своим размерам была достойна стать жилищем для какой-нибудь скромной молодой семьи из двух человек. В центре, перед единственным и очень большим окном, располагалось кресло с контроллерами и кнопочными постами. Справа была устроена лежанка, а также стоял стол с чайником и нехитрой посудой, а слева, за изгородью из сетки Рабица была расположена электроаппаратура, включая вводной рубильник и тому подобные прелести. Вдоль стен располагались электропечи. Вся техника вполне соответствовала духу тридцатых годов по своей громоздкости, шумности и суровости.

В кабине было зябко, изо рта шел пар. Крановщик включил рубильник и зажал пусковую кнопку, взгромоздившись на кресло. Включенный за минуту до этого свет немного притух из-за просадки напряжения и сверху донесся вой многокиловаттного двигателя электромашинного преобразовательного агрегата. Заработал генератор, раздались хлопки допотопных контакторов и реле. Кран ожил. Это было похоже на пробуждение какого-нибудь первобытного чудовища, проспавшего много тысяч лет и разбуженного неосторожно произнесенным заклинанием.

Для машиниста все происходящее давно уже было обыденным. Он невозмутимо подал рукоятку контроллера назад и кабина поехала. Во всепоглощающем дыму были видны лишь туманные очертания конструкций крана и огромный грейферный ковш, качавшийся прямо перед кабиной на четырех ветвях каната. Из-за этого возникало ощущение какого-то полета вне времени и пространства.

Спустя несколько мгновений полет прекратился, и грейфер со своей хищно распахнутой пастью обрушился вниз, в дымовую пучину, к угольному штабелю. Весь кран охватила судорога, и вот уже ковш поднялся вновь, роняя куски угля, но удерживая створки закрытыми. Кабина «полетела» опять, к грохоту ленточного конвейера. Устало вздохнув, кран отпустил свою добычу, и можно было услышать шум, с которым уголь падал через решетку грохота, отправляясь в свой последний путь. Это был обыкновенный рабочий цикл перегружателя, такую работу он делал практически ежедневно много-много раз.

Системы крана, касающиеся моей работы, были исправны, и уже спустя десять минут я вновь стоял внизу на черном снегу. Кран продолжал работать, угольной пыли стало еще больше. На него было грустно смотреть. Перегружатель устал, он никак не рассчитывал задержаться в этом мире так надолго. Он давно нуждается в смене: его конструкции подвергаются ежегодной экспертизе, которая выявляет все большее количество трещин и дефектов; его электрооборудование устарело как морально, так и технически. Ознакомившись с устройством этого крана и будучи знакомым с действующими нормами безопасности, можно прийти в ужас, поэтому лицам, ответственным за его безопасную эксплуатацию, приходится иметь изрядную долю мужества.

Но вместе с тем… Огромная конструкция, вес которой исчисляется сотнями тонн, стесненность пространства, дороговизна техники – вот причины, по которым перегружатель не демонтируется и не может обрести долгожданный покой. Часто можно услышать об ответственности перед обществом, об ответственности перед Родиной, перед братьями нашими меньшими. Но, кроме прочего, мы в ответе за тех, кого сконструировали. И, в частности, перед угольным краном-перегружателем, который хорошо послужил все эти годы и нуждается в отдыхе. Техника тоже устает от жизни, и тогда она становится просто опасной.




Статья "Судьба без итога" написана:

копирайтер voltz [Рейтинг: 698]


Cтатьи копирайтера по схожим темам:

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru | Статьи на тему "Техника"