Развитие психологической наблюдательности студентов вузов

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru - Статьи на тему "Психология"


ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ

Существуют ли какие-то чёткие критерии степени развития наблюдательности? По-настоящему наблюдательные люди зачастую не оценивают собственные способности в данной области как высокие. Быстро и точно обрабатывая огромное количество невербальной информации, они не осознают происходящее, не придают значения многим сигналам, которые на самом деле формируют их мнение. Другие, напротив, заучив несколько штампованных утверждений, начинают самоуверенно и беспочвенно считать себя знатоками человеческой сущности. Каким же образом можно объективно оценить свои или чужие возможности восприятия?

До сих пор ещё, не смотря на подробнейшее исследование всех особенностей невербальной коммуникации, учёные не пришли к единому выводу, по каким же критериям можно точно установить, что человек овладел коммуникативными знаниями и умениями в совершенстве. В разное время различными исследователями предлагались следующие способы объективной оценки социально-перцептивной компетентности:

- сравнение сходства отправленной и полученной информации;

- сравнение с какими-то стандартными нормами (которые, увы, до сих пор не вы-работаны);

- различные измерения (физиологические, письменные, тестовые и пр.)

- экспертная оценка приобретённых знаний (а как определить уровень компетентности условно выбранного эксперта?)

Достижение совершенства в понимании человеческой природы нам представляется невозможным, но вот улучшение качества и значительное развитие психологической наблюдательности по сравнению с исходной, - вполне реальная задача. Исходя из этой задачи, нами были выбраны методы проверки успешности эксперимента по развитию психологической наблюдательности студентов: сравнение по нескольким параметрам начального уровня наблюдательности обучаемых и промежуточного уровня – в конце определённого этапа обучения и овладения некоторыми самостоятельными навыками. Наверное, из сказанного выше, понятно, почему мы не употребили словосочетание «окончательный уровень». Предела совершенству нет, и промежуточный уровень развития психологической наблюдательности, по окончанию курса обучения, может в достаточной степени характеризовать успешность проведённой работы.

Приступая к нашим исследованиям, мы провели со студентами, участвующими в эксперименте, тестирование для определения начального уровня психологической наблюдательности каждого из испытуемых. Для этого мы использовали ряд несложных формализованных методик, адаптированных для применения людьми, не подготовленными в области психологии и психодиагностики. Методики выявили низкие показатели по исследуемым параметрам и низкую степень изначальной подготовленности большинства студентов к психологическому наблюдению.

Для исследования рефлексивных возможностей студентов на начальном этапе целенаправленного формирования психологической наблюдательности, испытуемым предлагалось задание «тройного описания» в неформализованной, произвольной форме:

1) Непосредственное описание самого себя;

2) Описание наблюдаемого индивида (например, соседа по парте);

3) Предположительное описание себя с точки зрения стороннего наблюдателя (со-седа по парте).

Для выполнения задания студентам раздавались заранее подготовленные листки чистой бумаги, время регламентировалось указанием преподавателя: «Поскольку мы ограничены временными рамками, постарайтесь выполнить задание максимально быстро». На выполнение задания всей группой требовалось, как правило, от десяти до пятнадцати минут.

Ответы на вопросы оказались предельно краткими (что может объясняться временными ограничениями) и малоинформативными. Участие механизмов рефлексии и идентификации в ответах можно только предполагать, исключительно на основании формы задания: «опишите себя с точки зрения стороннего наблюдателя». В некоторых ответах они дословно выглядели так: «она – как я» или «он меня видит так же, примерно, как и я себя». Из всех механизмов межличностного понимания, напрямую, как инструменты познания, использовались только эмпатия и принятие.

Принятие или непринятие другого человека, выражается в наличии или отсутствии не-осознанных психологических барьеров и опасений по отношению к нему. Проанализировав результаты рефлексивного теста, мы можем предположить, что в начальной стадии формирования психологической наблюдательности наличие позитивного отношения к участнику общения обусловливает отсутствие на уровне сознания любых аналитических действий воспринимающего индивида по отношению к воспринимаемому. То есть, «сосед по парте», при условии полного принятия, воспринимается наблюдателем, как цельный положительный образ, основной характеристикой которого служат интуитивные положительные ощущения воспринимающего.

Наиболее часто употребляемые определения (ряд синонимов объединён в единый показатель):

- «эмоциональная (оптимистка, жизнерадостная, весёлая)» - 31 из 90;

- «привлекательная (милая, красивая, симпатичная)» - 54 из 90;

- «добрая (доброжелательная, великодушная, хорошая, отзывчивая)» - 67 из 90.

В качестве индивидуальных признаков внешности наиболее часто выступают:

- волосы (цвет, длина, особенности причёски) – 28 из 90;

- глаза (цвет, размер) – 19 из 90;

- рост и комплекция («высокая», «маленькая», «худенькая», «полная») – 31 из 90.

Остальные признаки характеризировали различные деловые (исполнительная, настойчивая, целеустремлённая и др.) и личностные (стеснительная, пробивная, нордический характер и др.) качества испытуемых.

Из единично употребляемых индивидуальных внешних признаков (дословно) назывались: «беременная», «ношу очки», «в красивых модных туфлях», «в красной блузке». Именно эти единичные показатели затем, во время группового анализа результатов теста на практическом занятии, вызывали наибольшее количество узнаваний по описанию.

Анализируя результаты проведённого рефлексивного теста, мы могли убедиться, что основным инструментом межличностного познания индивида, не подготовленного к процессу психологического наблюдения, выступает механизм принятия, который наиболее наглядно проявляет себя в ситуации вербального описания неподготовленным наблюдателем особенностей воспринимаемого индивида. В описаниях неподготовленных наблюдателей, - студентов, не прошедших специальный курс развития психологической наблюдательности, - превалируют беспредметные характеристики, отражающие общий настрой воспринимающего индивида и неосознанное отношение автора высказывания к опи-сываемому человеку: «симпатичный, доброжелательный, приятный»; или «неприятный, с каким-то тяжёлым взглядом».

Проведение группового обсуждения результатов теста на первом практическом занятии позволило обратить внимание студентов на низкий начальный уровень психологической наблюдательности, на несовершенство начальных перцептивных и рефлексивных способностей и на необходимость дальнейшего формирования и развития названных качеств.

Проанализировав результаты первичного рефлексивного теста, мы выделяем ряд причин, детерминирующих, на наш взгляд, низкую эффективность неподготовленного на-блюдения:

1) недостаточный словарный запас, отсутствие в активном и пассивном словаре терминов, наиболее чётко и полно выражающих впечатление реципиента в процессе наблюдения;

2) отсутствие умения извлечь из пассивного словаря необходимые, известные испытуемому, но неупотребляемые или редко употребляемые термины описательного характера;

3) отсутствие базы теоретических понятий и научных представлений о процессе межличностного восприятия и о различных способах рационального и иррационального восприятия;

4) отсутствие представлений о возможных критериях наблюдения: вербальных и невербальных средствах общения, существующих психологических теориях коммуникации, типологических теориях личности;

5) отсутствие достаточного количества сформированных социально-перцептивных эталонов, позволяющих иметь начальную «точку отсчёта» для рационального осознания, понимания и коррекции воспринимаемых явлений.

По нашему мнению, целенаправленное развитие психологической наблюдательности способствует устранению всех вышеуказанных причин низкой социально-перцептивной способности обучаемых.

Для подтверждения этого предположения, мы позже повторили этот тест, изменив только объект описания во втором пункте: студентам предлагалось описать уже не соседа по парте, а любого другого из присутствующих людей. Повторное задание на составление рефлексивной характеристики было дано уже после проведения большей части курса теоретической и практической работы по развитию психологической наблюдательности (на предпоследнем практическом занятии). К этому времени студентами были уже усвоены специальные теоретические знания, испытуемые овладели некоторым практическим опытом и имели возможность оперировать рядом новых терминов и психологических определений. В повторных описаниях уже активно применялись знания, полученные на занятиях. Следует отметить тот факт, что усвоенные знания обусловили совершенно иной, более качественный, подход к межличностному и рефлексивному описанию. Использовались специальные психологические термины, описание и интерпретация вербальных и невербальных сигналов, информативные возможности знаков габитуса и костюма. Характеристики, выполненные по окончанию курса формирования психологической наблюдательности, были составлены профессионально, компетентно и на достаточно высоком уровне.

Для более качественного сравнения начального уровня психологической наблюдательности с уровнем, полученным в результате специально проведённой работы по её развитию, был проведён ещё один эксперимент. В качестве творческих домашних работ, студентам было в разное время дважды дано одно и то же задание: зафиксировать мысленно и письменно проанализировать в произвольной форме два-три эпизода из окружающей жизни, которые наглядно отражают взаимосвязь каких-либо внутренних событий и их внешних проявлений.

Первое задание такого рода студенты получили, будучи ещё не подготовленными в теоретическом плане, - после первой, вводной, лекции. Выполненные на этом этапе практические работы, в большинстве, характеризует низкая эффективность восприятия, трудности с детальным описанием и анализом наблюдаемых явлений, поверхностность или полное отсутствие выводов. Типичный пример:

«По улице шла супружеская пара, впереди них идёт девушка. Жена говорит мужу: «Как некрасиво, когда криво» (имела в виду шов на чулках). Муж отвечает: «Почему криво? У неё ровные» (имел в виду ноги)» (Л.Г.)

На этом этапе очень мало работ, свидетельствующих о начальном высоком уровне наблюдательности и умении проанализировать ситуацию, сделав выводы. Пример:

«Мне нравится утром из окна наблюдать, как одни и те же люди спешат по своим делам. Я вижу, что кто-то из них опаздывает и очень спешит, кто-то, наоборот, идёт раньше обычного. Кто-то непривычно оделся, а кто-то, вообще, никуда не пошёл. Однако, приходя на работу, я могу не заметить, что одна моя кол-лега перекрасила волосы, другая надела новые туфли и пр.

Вывод: уровень моей наблюдательности не остаётся неизменным и зависит от разных внутренних причин, - моего желания, свободного времени, внутреннего настроя, заинтересованности и др.» (Б.Е.)

Второе, точно такое же, задание студенты получили накануне зачёта, пройдя весь теоретический и практический курс по формированию психологической наблюдательности. Практические работы студентов, выполненные на окончательном этапе обучения, заметно отличаются от работ первого этапа, их уже характеризуют глубина и точность восприятия, умение делать выводы, свидетельствующие о наличии социально-перцептивных знаний и умений.

Примеры:

1) «По улице шёл мужчина, и я как-то сразу понял, что он идёт к женщине, и что он болен алкоголизмом, несмотря на то, что в данный момент он был трезв, опрятен, аккуратно подстрижен и прилично одет. О том, что он идёт к женщине, я предположил по его подчёркнуто-торжественному виду и пышному букету цветов, который он нёс перед собой, держа руку перед грудью. А на основании чего я сделал вывод о его алкоголизме? Я попытался проанализировать свои впечатления. Отметил несколько явных примет: характерный нездоровый цвет лица; необычная скованность мимики; тоже скованная, чуть сутулая и напряжённая осанка и подчёркнуто-прямая походка производили впечатление неестественности и зажатости, указывали на то, что человек испытывает трудности с координацией движений, ему непривычно передвигаться таким образом. Также явно ему непривычен был этот строгий костюм и социальная роль «обычного» успешного человека, идущего по каким-то важным делам. Это можно было понять по его взгляду, - он как-то виновато, даже заискивающе, смотрел на встречных людей, заглядывал им в глаза…» (К.А)

2) «Министр обороны с экрана телевизора несколько минут рассказывал о военной мощи нашей страны, о её высоком оборонном потенциале и пр. Во время всего выступления у него очень сильно дрожал голос. Мои родители обратили внимание на этот факт и задали мне вопрос: «Как ты считаешь, почему?»

Дрожащий голос, как и всякое невербальное проявление внутреннего состояния, может объясняться различными причинами. Он может свидетельствовать о страхе выступающего, о переживании сильных негативных эмоций, об отсутствии уверенности в своих словах (так и восприняли это выступление мои родители). Я предположил, что дрожание голоса могло быть вызвано проблемами со здоровьем или употреблением каких либо лекарств.

В данном случае, любое наше объяснение несоответствия вербального смысла невербальным проявлениям не могло быть проверено и оставалось всего лишь предположением (любое утверждение могло бы оказаться ошибочным). Но все мы сошлись во мнении, что дрожание голоса во время описания военной мощи страны вызвало у слушателей сомнение в словах министра и негативно повлияло на его имидж. Лучше бы это выступление было перенесено или в тот момент перепоручено другому влиятельному лицу» (Д.У.)

Ещё один эффективный способ практического усвоения теоретических знаний: задание подобрать из окружающей действительности или из других источников (книги, СМИ, фильмы и пр.) наглядные примеры, практически иллюстрирующие какие-либо теоретические термины или положения, усвоенные в процессе лекционного обучения.

Поскольку это задание было дано студентам в конце курса обучения, после соответствующей теоретической и практической подготовки, почти все справились с ним успешно. Два примера, выбранных случайным образом из всех работ:

1) Иллюстрация к типологии темпераментов и к понятиям «интуиция» и «эмпатия»:

«Сын смотрел зарубежный мультфильм о Тарзане. Там был такой эпизод:

Тарзан навсегда покидает остров и уплывает на корабле с людьми. На утёсе ему вслед смотрят его друзья, - Слон и Обезьянка. Обезьянка мечется по утёсу, машет кулаками вслед кораблю и со слезами звонко кричит: «Ну и не надо! Ну и давай, плыви отсюда! Не очень-то ты нам и нужен!». Слон стоит спокойно и низким голосом грустно отмечает: «Мне тоже будет его недоставать…»

Этот эпизод нам наглядно демонстрирует проявления явно выраженного холерического (Обезьянка) и флегматического (Слон) темперамента. А также иллюстрирует такие способы восприятия окружающих, как интуиция и эмпатия. Слон интуитивно распознал невербальные проявления горечи и отчаяния, дешифровал код экспрессии Обезьянки, понял её настоящие чувства (проявление интуиции) и вербально выразил ей своё СОчувствие (проявление эмпатии)» (М.Д.)

2) Иллюстрация к понятиям «установка» и «стереотипы»:

«Приятель рассказал мне такую шутку: «Знаешь, чем отличаются шпионы от разведчиков? Разведчики – это «наши», а шпионы – это «их»!» Мы посмеялись, а потом я вспомнил утверждение о том, что стереотипы служат для мгновенной ориентации в окружающей обстановке. Главное для начала – определить к какой социальной группе относишься ты сам, а к какой - твой собеседник. Это вопрос первичной безопасности. Другие индивидуальные особенности воспринимаемого человека начинают проступать позже, с накоплением и осознанием дополнительной информации о нём. Случай со «шпионами и разведчиками» является наиболее показательным. Здесь, действительно, определяющей информацией является знание, для кого данный человек тайно собирает информацию. Отсюда и отношение к нему со стороны окружающих: разведчики всегда были уважаемыми людьми, а шпионов всегда презирали, хотя это может быть один и тот же человек, только с разных точек зрения, - всё зависит от начальной социальной установки» (С.С.)

Для определения индивидуальных особенностей «памяти на лица» со студентами было проведено тестирование по методике М.А. Зяблицевой, которое выявило различные способности студентов в запоминании лиц и имён людей. Интересно отметить, что студенты, прошедшие предыдущие тесты с более успешными результатами, и в исследовании памяти оказались успешнее других. На основании этого наблюдения, можно сделать вывод о том, что психологическая наблюдательность представляет собой не просто набор отдельных умений и навыков, а систему взаимно обусловливающих личностных качеств.

Помимо проведения анализа перечисленных выше работ, студенты на практических занятиях учились совершать следующие социально-перцептивные действия:

- описывать других людей таким образом, чтобы слушающие поняли, о ком идёт речь;

- анализировать диагностические возможности одежды и аксессуаров;

- распознавать чужие и осознавать собственные особенности тела и лица;

- находить соответствие и несоответствие вербальных смыслов и невербальных сигналов;

- грамотно кодировать собственную экспрессию и дешифровать экспрессию собе-седника;

- интерпретировать взаимоотношения в диаде и триаде по характеру поз собесед-ников;

- выявлять основную репрезентативную систему собеседника;

Практические работы, проведённые студентами в группе или самостоятельно, вызвали их живую заинтересованность, показали возможности повышения профессионального уровня и расширения границ собственного сознания за счёт совершенствования социально-перцептивных способностей. Отзывы студентов о проделанной теоретической и практической работе свидетельствуют о том, что преподавателю удалось создать достаточно высокую личностную мотивацию для дальнейшего самостоятельного развития психологической наблюдательности, сформирован-ной за время прохождения специального курса.

Изучение специализированной литературы, в сочетании с эмпирическим опытом работы со студентами, дало нам возможность выделить следующие требования к организации изучения ими основ психологического наблюдения:

- систематическое самостоятельное развитие творческого мышления, памяти и аналитических способностей;

- актуализация приобретённых научно-психологических теоретических знаний в процессе самостоятельной деятельности;

- организация самостоятельного целенаправленного психологического наблюдения с письменным фиксированием основных положений и выводов;

- профессиональное обсуждение наблюдаемых закономерностей в процессе групповой работы.

Конечным результатом эффективного процесса формирования психологической наблюдательности у будущих специалистов оказывается значительное увеличение степени объективности результатов наблюдения другого человека, полноты и точности межличностного познания в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Сформированная в должной степени психологическая наблюдательность обеспечивает специалисту наиболее глубокое и полное понимание личности и проблем собеседника, которое, в свою очередь, является необходимым условием эффективности профессиональной деятельности.

В процессе проведения научно-практической работы по развитию психологической наблюдательности у будущих специалистов, нам удалось добиться поставленной цели. В результате наиболее значимыми компонентами являются следующие:

1. Качественно повышен активный терминологический словарный запас студентов для профессионального овладения перцептивными умениями и навыками;

2. Сформирована база теоретических понятий и научных представлений о процессе межличностного восприятия и о различных способах рационального и иррационального восприятия;

3. Получены профессиональные представления о возможных источниках социальной и психологической информации и критериях наблюдения;

4. Усвоено достаточное количество социально-перцептивных эталонов, позволяющих иметь начальную «точку отсчёта» для рационального осознания, понимания и профессиональной коррекции воспринимаемых явлений;

5. В значительной степени повышено умение студентов мыслить психологически, профессионально наблюдать и анализировать поведение людей, их психологическое состояние, устойчивые свойства и черты личности, особенности межличностных взаимоотношений.

6. Сформирована достаточно сильная мотивация студентов к дальнейшему развитию собственной психологической наблюдательности;

Мы можем с уверенностью утверждать, что основная цель проведения курса «Развитие психологической наблюдательности» достигнута: у студентов, принявших участие в эксперименте, значительно повышен уровень профессиональной психологической наблюдательности и заложены прочные теоретические, практические и психологические основы для её дальнейшего самостоятельного развития.




Статья "Развитие психологической наблюдательности студентов вузов" написана:

копирайтер Belikova [Рейтинг: 1]


Cтатьи копирайтера по схожим темам:

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru | Статьи на тему "Психология"