Социализация личности и её жизненный путь

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru - Статьи на тему "Психология"

Похожие тематические статьи:

- Социализация личности и её жизненный путь

- Формирование личности ребёнка.

- Доступная среда в действии возможна.

- Тернистый путь к самопознанию

- Как стать счастливее (очень просто о сложном)

- Раздвоение личности, откуда взялся второй копирайтер?

- Зачем в наше время необходимо второе высшее?

- Концепция развития личности Э. Берна

- ЖИТЬ ИЛИ НЕ ЖИТЬ - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС!

- Как Росии избежать "цветного" сценария.

- Вопрос Выбора

- Мир – зеркало

- Ядерная физика – это детская игра... По сравнению с детской игрой

- В чем особенности моего копирайтинга?

- Семья в вопросе воспитания детей

- Размышления о жизненном опыте

- Секты и сектантство; причины популярности, реалии, исходящая опасность, альтернативы

- Как вести личный дневник. Практические советы по достижению успеха

- Развитие психологической наблюдательности студентов вузов

- Бегство от одиночества

Проблема личности в психологии является центральной, имеет богатую историю, но далека до своего разрешения, так как чрезвычайно сложна. Не только психология, но и другие науки о человеке (философия, педагогика, социология и т. д.) по сей день не в состоянии выработать общепринятое научным сообществом мнение о том, какой подход следует применять для изучения личности, в чём состоит её сущность, как возникло самосознание из неживой материи. С другой стороны научные исследования позволили трансформировать субъективное в объективное: они сделали достоянием множество фактов, позволяющих на основе их анализа объяснять те или иные феномены активности личности. Каждый из исследователей изучал определенный срез психологической реальности, имеющей место в бытии человека. Так, З. Фрейд работал с подсознанием, сфокусировав своё внимание на "низшей природе" человека (инстинкты, влечения), а А. Маслоу изучал сознательный и свободный выбор творческих, одаренных людей, концентрируя усилия на "высших" аспектах жизни в его понимании - на том, кем человек мог бы стать. Фрейд и Маслоу высказывали в корне противоположные воззрения на фундаментальную основу человеческой сущности, но это вовсе не означает, что теория личности одного автора не верна, а другого – претендует на всеобщий охват психических явлений. Любая признанная теория личности, высвечивая уголок субъективной реальности, приближает нас к познанию истины о человеке, но её не исчерпывает.

Отечественная психология традиционно рассматривает личность как истинно человеческое новообразование. Человек становится личностью тогда, когда он поднимается над своим биологическим, животным существованием. При изучении личности особое внимание уделяется нравственно-ценностной основе деятельности и поведения человека: ведущим устойчивым мотивам, убеждениям, направленности личности. А направленность формируется под влиянием социальных влияний. В традициях отечественного человекознания, в аспекте анализа форм поведения, обусловленных определенными социальными факторами, мы и будем рассматривать категорию "личность".

Рассматривая вопрос о личности и среде, прежде всего, следует рассмотреть проблему социализации. Термин "социализация" в отечественной психолого-педагогической литературе имеет несколько синонимов, например, "развитие личности", "формирование личности" или "воспитание".

Идея развития личности – одна из ключевых в отечественной психологии. Сегодня мы рассмотрим основные положения развития личности, находящейся под воздействием социальной среды. Для этого раскроем понятие социализации и дадим характеристики некоторых социальных ролей личности.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности. Социализация есть процесс формирования индивидуального опыта и становления личности.

Опыт, который имеет непосредственное отношение к личности – это системы представлений о нормах и ценностях жизни человека. Представления о том, как надо относится к себе, к другим, к природе, к труду, в Богу зафиксированы в философских и этических трактатах, в произведениях литературы и искусства, в сводах законов, в профессиональных и национальных нормах и традициях, в системе семейного воспитания.

Формирование личности в процессе усвоения общественного опыта – процесс совершенно особый. Он не равнозначен простому обучению знаниям, умениям и навыкам. Ведь, если человек знает, что общество предписывает ему делать, если он знает, к чему следует ему стремиться, то это ещё не означает, что он на самом деле будет делать так, как должно быть. Для того, чтобы человек реально выполнял предписания общества, он должен сам захотеть этого. Не будет желания, знание не превратится в действие.

Поэтому мотивы действий нельзя просто выучить наизусть. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий. Для того, чтобы мотив стал реально действующим, чтобы мотив действительно побуждал человека к определенной деятельности, необходимо, чтобы этот мотив был пережит человеком. Новые социальные или духовные потребности и мотивы возникают в процессе не усвоения или простого обучения, а в процессе переживания или обучения и воспитания. Процесс переживания (процесс обучения и воспитания) происходит тогда, когда обучение касается реальной жизни человека, обращено не только к знаниям, но и к личным ценностям, а значит – и к эмоциям. Особо важно при этом – выбрать правильный эмоциональный тон.

Выделяется три сферы, в которых происходит становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Индивид расширяет систему индивидуальных деятельностей, осваивая всё новые и новые виды. В ходе такого освоения происходит центрирование личности вокруг определенных видов или вида деятельности, которая получила название ведущей деятельности. В ходе реализации деятельности происходит освоение новых деятельностный ролей. То есть, происходит расширение возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Расширение сферы общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми и переход от монологического к диалогическому общению, то есть, децентрация личности.

Процесс социализации в сфере самосознания означает становление во внутреннем мире человека интегрального образа его Я, его «Я-концепции». Меняющиеся представления о самом себе есть поиск идентичности своего «Я», поиск своей уникальности, есть процесс индивидуализации. Иногда индивидуализация препятствует социальным влияниям на личность, иногда способствует им. В любом случае личность не только формируют другие люди - воспитатели, родители, друзья, но и личность формирует самоё себя тоже.

Остановимся на вопросе о стадиях социализации. Долгое время, господствующее мнение о том, что личность формируется в начальные период жизни, привело к выделению трех стадий социализации: детства, отрочества, юности.

Однако в последнее время в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта в ходе трудовой деятельности. Соответственно, исходя из этой концепции, выделяются другие стадии социализации: дотрудовую, трудовую, послетрудовую стадии. Наиболее изучена дотрудовая стадия социализации. В настоящее время интенсивно исследуется вторая половина трудовой стадии. Этот период жизни характеризуется зрелостью мировоззренческих установок и отношений личности. Им вплотную занимается новая наука о высших стадиях профессионального мастерства человека – акмеология.

По мнению психологов, лишь в возрасте более 65 лет происходит окончательное становление идентичности, что свидетельствует уже не только о зрелости, но и о мудрости человека.

Особое внимание социальная психология уделяет исследованию кризисных периодов развития личности. В психологической литературе существует несколько вариантов периодизации жизненного пути, в которых выделяются возрастные кризисы человека Ш. Бюллер, Э. Эриксон, Дж. Мид, Пекк, и др. Для нас важно выделить в этих вариантах периодизации то общее, что может быть использовано для объяснения причин кризисных явления.

Первое, что бросается в глаза, возрастные кризисы имеют психологическую природу и, так или иначе, связаны со значимым для человека общением и мировоззренческими установками относительно назначения человека (культурой жизненного пути). Далее, все теории психосоциального развития человека выделяют в этом развитии, как минимум, четыре возрастные кризиса, характеризующиеся максимальной интенсивностью. При рассмотрении ниже предлагаемых кризисных периодов жизненного пути человека необходимо помнить, что все они есть не более, чем компиляция теоретических схематизмов, весьма приблизительно отражающих реальный жизненный путь.

1. Кризис "двадцатилетних".

Примерно в 14 – 21 год у социально адаптированных молодых людей наблюдается основная ведущая мотивационная тенденция: "Поиск справедливости". Этот поиск, как в книгах, произведениях искусства, так и в бытовой жизни, приводит к развитию эмоциональной сферы, но, в случае неуспеха, может закончиться кризисом, который может быть сформулирован так: "В этом мире нет справедливости, поэтому жизнь – дерьмо, она ничего не стоит!"

2. Кризис "тридцатилетних".

Возраст "Христа" (примерно 28 – 35 лет) - это управленческий возраст. Основная ведущая мотивационная тенденция: "Хватит учиться, пора управлять миром". Это период максимального материализма, когда для человека субъективно нет духовного, есть материальное. Чрезмерное увлечение материальным в ущерб духовному развивает равнодушие, черствость, жестокость и другие негативные черты характера. Чрезмерные акцентуации таких личностных особенностей деформируют социальные, коммуникативные связи и значимые отношения с другими людьми. От человека отворачиваются ближние, а он, "закусив удила", назло им совершенствуется в демоническом начале. Кризис "тридцатилетних" – кризис богоотставленности.

3. Кризис "сорокалетних".

Ведущая мотивационная тенденция для 35 – 42 летних: "Пришла пора отдавать миру всё ранее у него приобретенное (знания, умения, отношения, значимые чувства, ценности и т.д.)". Кризис наступает тогда, когда "сорокалетним" нечего отдавать. Например, имеемые профессиональные знания в силу сложившихся обстоятельств могут стать никому не нужны, поэтому в профессиональном плане надо начинать всё сначала. В душе может быть "выжженная пустыня", поэтому и в личном плане отдавать нечего, для родных и близких кроме пустоты ничего не осталось.

4. Кризис "пятидесятилетних".

К "пятидесятилетним" можно отнести любого человека, у которого запущены процессы физического упадка, и который начал понимать необходимость присутствия в своей жизни не только материального, но и духовного начала. У флотских офицеров физический упадок часто наблюдается после 40 - 42 лет. Основная мотивационная тенденция "пятидесятилетних": "Обеспечение цельности жизни и целостности сознания". Подводя промежуточные жизненные итоги, человек начинает понимать относительность установленных обществом правил и норм жизни. Основные автобиографические события он всё больше связывает не со случайностью, но со своими особенностями (своей природой). В связи с этим человек всё больше ориентируется на собственные правила и нормы, которые часто бывают созвучны с общечеловеческими культурными традициями. На первый план выходит ценность жизни, осознаваемая как единое целое, как самый главный продукт соственных усилий. Развивается уважение к мудрости, сменяющее примат физической храбрости. Сексуализация социальных отношений уступает место социализации. С учетом индивидуальных ограничений физических степеней свободы, продолжается поиск новых форм поведения, позволяющих сохранить душевную (эмоциональную) гибкость и противиться аффективному обеднению, связанному с нарастающим одиночеством (смерти родителей, близких, отделение от семьи и уход из дома детей). Для себя самого человек черпает новые силы в новых (подкорректированных) ценностях. Для других людей человек готов быть мудрецом, выступать в роли эксперта, консультанта жизни.

Кризис наступает в том случае, когда у человека нет учеников, последователей, продолжателей дела, родных и близких, которые бы ему "внимали", когда не с кем делиться духовным богатством; когда человек сохраняет старые привычки и установки (пребывает в психической ригидности), которые "загоняют" его в психологический тупик тоски и концентрации на болезнях; когда человек вдруг прозревает: "У меня нет духовного, вся моя жизнь - дерьмо, она ничего не стоит!"

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется, или непосредственно (человек воздействует на человека), или, в основном, через институты социализации, но сам набор средств воздействия можно свести к следующему: это нормы, ценности и знаки. Многие системы норм и ценностей передаются личности и усваиваются ею посредством знаков.

Институты социализации: семья, дошкольные и школьные учреждения, вузы, трудовые коллективы и т.д.

По каким характеристикам можно выделить личностное начало в человеке? Чтобы ответить на этот вопрос, выделим критерии сформировавшейся личности.

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мировоззрении существует смысловая иерархия социально значимых мотивов. То есть, если человек способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради мотивов, которые социальны по своему происхождению и смыслу, которые воспитаны в человеке обществом, то о таком человеке говорят – это личность. В таких случаях также говорят, что человек способен к опосредованному поведению.

Второй критерий: способность к сознательному самоуправлению собственным поведением. Сознательное самоуправление осуществляется на основе полного осознания своего образа "Я", своих достоинств, недостатков, своих идеалов. Второй критерий предполагает наличие самосознания как особой структуры сознания.

Рассмотрим социально-психологические механизмы формирования личности.

Первый механизм – механизм освоения социальных ролей. Человек становится личностью, примеряя на себе ту или другую социальную роль. У детей это происходит во время игры, стихийно. У взрослых – во время обучения на различных тренингах, или при самообучении, сознательно. О некоторых социальных ролях люди мечтают. С другими социальными ролями люди «срастаются». Роль становится частью личности. В ходе освоения ролей появляются новые мотивы и видоизменяется система взглядов, ценностей, этических норм.

Второй механизм – механизм идентификации. Человек стремится отождествить себя с понравившимся ему другим человеком или группой людей. Человек часто подражает другим людям, перенимает у них манеры поведения, их ценности, мотивы. И об этом надо помнить, когда общаешься с человеком. То есть, воспитатель, преподаватель должен контролировать качество своей собственной личности, так как его ученики могут непроизвольно подражать ему, перенимать его привычки.

Третий механизм – механизм поощрений и наказаний. Дело здесь в том, что при формировании личности роль поощрения и наказания совершенно неодинакова. Для того, чтобы человек становился личностью, а не биороботом, меры поощрения должны превышать меры наказания. Поощрение и наказание с равным успехом работают только для выработки условных рефлексов. Но воспитание – это не формирование рефлексов.

Следует иметь в виду, что самостоятельным мотивом становится тот предмет, идея, цель, правило, норма, которые длительно и стойко насыщались со стороны воспитателя положительными эмоциями, то есть поощрениями. Если общение человека с педагогом, воспитателем идет плохо, безрадостно, приносит огорчения, то этот механизм не работает, новые мотивы у человека не возникают.

Четвертый механизм – механизм опоры на свои силы, веры в себя. Самобытность, индивидуальность личности проявляется только при тех условиях жизни, которые позволяют человеку действовать самостоятельно. Поэтому при обучении и воспитании человека ему необходимо предоставлять определенную свободу действий, оказывать доверие и демонстрировать веру в его успехи. Вера в свои силы порождает свободу и самостоятельность – два качества, которые позволяют человеку обрести независимость и психологическую устойчивость.

Пятый механизм – механизм стремления к поиску истины. Этот психологический механизм, представляющий собой устойчивую мотивацию познания нового, если он сформирован в психике человека, рано или поздно «толкает» своего носителя на соприкосновение, контакт с идеальным слоем человеческой культуры. Нравственность, высокие этические принципы являются смысловым центром личности. Они могут быть сформированы при изучении и переживании высших уровней человеческой культуры – человеческих идеалов и духовных ценностей. При благоприятном развитии личности эта духовная инстанция преобладает над ранее усвоенными социальными нормами и традициями, подчиняя их себе. С помощью идеалов человеческой культуры человек учится познавать себя, самосовершенствовать, находить смысл своей жизни. Он становится Личностью с большой буквы.

Выводы по вопросу № 1

Проблема социализации – это проблема влияния малых и больших социальных групп на такое развитие личности, которое предусматривает максимальную личностную эффективность, с одной стороны, максимальное следование нормам общества, с другой. Очень часто личностное развитие вступает в противоречие с требованиями социума. Вопрос об оптимальном соотношении индивидуального и социального остается открытым.




Статья "Социализация личности и её жизненный путь" написана:

копирайтер Anguis [Рейтинг: 3]


Cтатьи копирайтера по схожим темам:

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru | Статьи на тему "Психология"