Конфликт культур в раннем творчестве Энга Ли

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru - Статьи на тему "Кино, фильмы"


Проблема культурных конфликтов сегодня выдвинулась на передний план. Причин интереса к этой проблеме несколько. Одна из них – попытка создания некой единой системы материальных и духовных ценностей, взятых не для отдельной нации, а для человечества вцелом.

Можно поставить вопрос: существует ли сегодня общая человеческая цивилизация? На этот вопрос можно ответить как положительно, так и отрицательно. В последние десятилетие мы наблюдаем интеграцию во многих сферах нашей жизни, исключениями не являются как наука, так и искусство.

Сотни тысяч людей мигрируют, оказываясь в новых системах ценностей, которыми им предстоит овладеть. И вопрос о способе овладения материальными и духовными ценностями другого народа – далеко не праздный вопрос. Овладение ценностями

– это использование совокупности средств и методов для осознания материальных и духовных ценностей, их распределение и усвоение. Иными словами мы наблюдаем два процесса: с одной стороны, происходит общее перераспределение ценностей культур, с другой стороны, люди, попавшие в другую культуру, обязаны усвоить материальные и духовные ценности того региона, где они находятся. Иначе им просто не выжить в «чужеродном» социуме.

Эта проблема очень остро стояла перед Ань Ли. Он является воплощением глобализации и ее влиянием на современный кинематограф. Он аутсайдер как у себя на родине, дабы большую часть жизни он провел в США, так и в Соединенных Штатах, будучи иностранцем и человеком, выросшем в столь культурно отличном от Запада месте. Ли Ань оказался у распутья- с одной стороны он уже не принадлежит китайской традиции, с другой стороны он не может принять полностью современный западный уклад. Подобное столкновение есть основной мотив его раннего творчества.

Ли Ань через свои фильмы ведет диалог с двумя столь различными странами одновременно, что, несомненно, восхищает. Хотя у этого режиссера есть картины, направленные на китайский или же наоборот на американский рынки, все же между его лентами проходит общая тема отчужденности культур. Разнообразие аудитории и предметов освещения его картин ярко контрастируют с его единством темы и техники.

Герои его картин преимущественно китайцы, переехавшие в США. И если сами герои постепенно адаптировались к западному типу жизни, то их родители, которые прожили всю свою жизнь в Китае, не готовы встретить подобные перемены у своих детей.

Пожилые люди не могут понять, почему их дети отказываются от некоторых традиций, складывавшихся столетиями. В своей первой картине «Толкающие руки» мы можем наблюдать за тем, как в культурный конфликт вступает молодая американка и пожилой китаец. Они не могут контактировать между собой, но это не самая главная проблема. Главные герои этой картины занимают общее пространство дома, в то время как на духовном уровне они занимают абсолютно разные положения. Им не понять друг друга, ибо культуры стран, в которых они были выращены, столь далеки, сколь США и Китай далеки друг от друга географически.

Во второй картине мы наблюдаем, как традиционная китайская семья оказывается в доме молодых людей, живущих по западным традициям, а точнее их отсутствию. Картина определяет гомосексуализм как один из аспектов западной жизни. Весь фильм - это переживания пятерых человек, которые закончатся, как только родители вернуться на родину. Родители приняли своего сына таким, какой он есть. Конфликт между Западом и Востоком кажется неразрешимым, однако его можно преодолеть каждой отдельно взятой личности.

В этом фильме мы наблюдаем, как традиционные китайские устои уступают западному образу жизни. Это связано с тем, что, по мнению Ли Аня, семья выше всех региональных и культурных конфликтов, лишь она может интегрировать представителей разных культурных традиций. Режиссеру удалось снять развлекательное жанровое кино и дать тонкие психологические характеристики каждому персонажу, наполнить фильм юмором и драматизмом. Это вывело "Свадебный банкет" далеко за рамки обычной космополитической кинопродукции. Эта картина фиксирует, как многовековые культурные и этнические традиции адаптируются к новым формам человеческих отношений.

Первоначально победа этого фильма на Берлинском МКФ, который является самым политизированным из всех крупных кинофестивалей, расценивалась как своеобразная уступка политкорректным настроениям. По отзывам российских наблюдателей жюри фестиваля из конъюнктурных соображений разделило «Золотого медведя» между двумя китайскими лентами, присудив его континентальным «Женщинам с озера благоухающих душ» и островному «Свадебному банкету».

Но спустя годы отчетливо стала видна главная мысль постановщика, искусно соединившего сразу несколько важных сквозных линий. С равным успехом можно утверждать, что этот фильм обращен к национальным, расовым, геополитическим и межполовым проблемам, что он касается вопросов плюрализма, гражданских свобод и, конечно же, отношений отцов и детей.

Ли Ань продолжил тему отцов и детей, старого и нового в картине "Есть, пить, мужчина, женщина", номинировавшейся на «Оскара». Действие происходит уже не в Нью-Йорке, а в крупном тайваньском городе. В своей третьей картине режиссер обращает наше внимание на конфликт поколений. Несмотря на то, что действие картины разворачивается в Китае и главные герои картины китайцы, противоречие между ними имеет ярко-выраженный характер. Сестры с трудом ладят между собой. У средней дочери тяжелые отношения с отцом, однако, каждое воскресение они собираются вместе для семейного ужина. Конфликт между отцом и дочерью произошел из-за того, что он запретил ей заниматься приготовлением блюд. Иными словами, он запретил ей перенимать традиции нации, на уровне кухни, и вместо этого отец отправил ее в колледж для того, чтобы она была успешной на западный лад.

Эта сюжетная линии непосредственно связана с биографией режиссера, известно, что намереваясь стать режиссером и сценаристом Ли Ань не получил одобрения со стороны отца, и успех его раннего творчества прежде всего это серия доказательств правильности выбора своей профессии.

Ли Ань один из самых разносторонних режиссеров современности. В своем творчестве он преодолел различные национальные и культурные барьеры. Через свои фильмы режиссер внедряется в чужие культуры и таким образом приближается к самому себе- настоящему.

Конфликты, отмеченные в картинах, прежде всего противоречия внутри самого режиссера. Когда журналисты задают вопрос о стране, в которой он чувствует себя как дома, Ли Ань говорит, что ответить точно он не может. Его родители, братья и сестры живут на Тайване, но когда он приезжает к ним, он ощущает себя гостем. В американской культуре себя он по-прежнему считает аутсайдером. В большей степени дом режиссера — это снятые им картины. Это единственное место, где его не раздирают противоречия.




Статья "Конфликт культур в раннем творчестве Энга Ли" написана:

копирайтер ferrovipathe [Рейтинг: 6]


Cтатьи копирайтера по схожим темам:

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru | Статьи на тему "Кино, фильмы"