Алхимия типографии

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru - Статьи на тему "Книги"


Книжный магазин. Тисненые переплеты книг, блестящие плакаты, красочные обложки журналов, выстроенные красивыми рядами на витрине, призывают нас остановиться, и если не купить, то хотя бы взять в руки и полистать. Вдохнуть аромат типографской краски, полюбоваться игрой цвета.

А ведь не так давно все эти плакаты, книги и газеты были простыми листами бумаги, которые в одночасье преобразились в недрах печатающей машины. Несколько часов печати и долгие часы подготовки. Эти приготовления - результат типографской алхимии, называемой допечатной подготовкой. Путь, которое проходит любое типографское изделие. Для более простого понимания представим весь процесс подготовки в виде книги, с заглавием «путь допечатной подготовки».

Страница первая – общая концепция.

Разумеется, любой проект начинается с идеи. «Вот здесь будут звездочки, вот там оранжевые цветочки, а вот тут серебристая ленточка» - создание общего дизайна конечного изделия, которое мы желаем получить из типографского пресса. Исчерканные и скомканные листы бумаги стремительно наполняют мусорную корзину, что-то добавляется, что-то яростно зачеркивается. Пишутся и бракуются тексты, перебираются фотографии, рисунки. На этом этапе рождается облик будущего шедевра, бумажный макет. Определение формата, стиля, цветовых решений. Назначение ответственных, подбор текстов, иллюстраций. Первый шаг сделан.

Страница вторая – верстка.

Шаг второй – верстка. Иными словами - размещение электронного текста согласно общей идеи, электронная сборка. Производится в специализированных программах, таких как PageMaker, Corel Draw, XPress, InDesign. Размер шрифта, число строк на странице, количество страниц в издании, размещение иллюстраций, межстрочное расстояние, нумерация страниц, оформление заголовков и «красных строк» . Примерно с такими установками текст помещается в электронный макет в процессе верстки. Убирание лишнего, добавление того, что срочно пришло в голову создателям макета. Рабочий процесс создания. Здесь макет может поменяться с учетом технических возможностей верстки и творческой фантазии верстающего. Творчество вещь непредсказуемая – в последнюю секунду зеленый листок может быть заменен на сиреневый дирижабль. Муза правит балом. До тех пор, пока макет не увидит корректор, разумеется. И вот готовый макет распечатывается, можно переходить к следующему пункту.

Страница третья – корректировка сверстанного текста.

Совершенство не свойственно этому миру, а потому сверстанные документы обязательно попадают под строгий взгляд редактора-корректора. Еще эту стадию называют вычиткой текста. Здесь распечатанный лист макета покрывается сетью пометок и корректировок. Пропущенные буквы, не к месту выставленные запятые, съехавший не в ту сторону рисунок, слишком темный фон, затеняющий текст, - исправить все это и есть работа редактора-корректора. Здесь же вырезается лишний текст, заменяются цвета, порой вовсе выкидываются отдельные материалы, которые тут же заменяются на более подходящие по концепции. И зеленый листочек может вернуться обратно на место сиреневого дирижабля. Адская работа, требующая огромной концентрации и выдержки.

Страница четвертая – внесение корректив в сверстанный макет.

Исчерканные корректором страницы вновь ложатся на стол верстальщика. Теперь уже готовый макет правится по указаниям исправляющего. Нужные картинки подправляются, непослушные буквы исправляются. Одним словом наводится капитальный порядок. Обычно по окончанию этого процесса макет вновь отправляется на вычитку-корректировку, но даже в этих случаях нас порой радуют забавные опечатки в печатных изделиях. Так однажды объявление «молодая, сексуальная девушка ищет…» превратилось в «молодая, сексуально озабоченная девушка ищет…». Тут уже мало что можно поделать, – сидение за монитором 6-8 часов подряд «замыливает» глаза и верстальщика и корректировщика.

Страница пятая – изготовление цветопроб и треппинг .

Иными словами – отпечатывание контрольного образца будущей продукции, включающего в себя все цветовые гаммы и решения. Ведь то, что видится на экране монитора, может совершенно не соответствовать тому, что выйдет из печатного пресса. Желтый цвет может оказаться как лимонно-бледным, так и отдающим ядовитой желтизной. Здесь учитывается такие факторы как тип печатного оборудования, тип бумаги и используемой краски. Результатом изготовления цветопроб является отпечатанные часть или полный макет, выполненные в требуемой заказчику цветовой гамме. В этой же стадии производится треппинг – корректировка макета под технические возможности конкретной печатной машины. Несовершенство техники приводит к тому, что при многоцветной печати разные слои краски могут смещаться друг относительно друга, это в конечном итоге даст белые нитяные полосы или некрасивое перекрытие цветов на готовом продукте. В современных печатных аппаратах функция треппинга заложена программно и применяется автоматически.

Страница шестая – спуск полос.

Непонятный термин означает всего-навсего правильную расстановку печатных страниц (полос) в таком порядке, чтобы после печатания и фальцовки (сгибания) отпечатанного листа получились правильно читаемая продукция. То есть на обороте отпечатанной первой страницы должна находиться страница номер два, а не номер четыре или номер восемь. Для упрощенного понятия попробуйте согнуть несколько листков в виде брошюры и, пронумеровав их, разложить в стороны. Вы получите нумерацию, необходимую при распечатке вашей брошюры. Ну, а раз нумерацию мы определили, можно переходить к следующему шагу.

Страница седьмая – изготовление цветоделенных диапозитивов

Цветоотделенность ,как видно из названия, обозначает разделение цветов. Теперь для типографии нужно изготовить диапозитивы макета – «слои», указывающие каким цветом будет напечатана определенная часть изделия. Всего таких цветов используется четыре: голубой, пурпурный, жёлтый и черный. Такая система называется CMYK – по английскому названию цветов (Cyan, Magenta, Yellow, Key color). Разумеется, печатать в цвете сами «слои» необязательно – достаточно распечатать их в градациях серого и указать, какой цвет здесь представлен. Итак – печатаются 4 диапозитива, по которым в типографии произведут общую «сборку» цветного изображения.

Страница восьмая – изготовление печатных форм для печатного оборудования.

Финишная прямая. Изготовление печатных форм, с которых уже будут печатать готовые оттиски нашего творчества. Что такое печатная форма, - это специально подготовленная и обработанная поверхность, образующая требуемое изображение и передающая его на печатный материал. Форм для печати существует не так уж и мало: формы для типографской (высокой) печати, для глубокой печати, для офсетной печати, для трафаретной печати, для печати флексографским способом. В зависимости от требуемого качества печати и используемого нами материала будет изготовлена та или иная печатная форма.

Страница девятая – заключительная.

Вот так, начав с идеи и бумажного макета, и пройдя все стадии, простые листки бумаги выходят из печатного станка привычными нашему взору газетами, журналами и плакатами. И еще одной тайной для вас в этом мире стало меньше.




Статья "Алхимия типографии" написана:

копирайтер CoolFlower [Рейтинг: 5]


Cтатьи копирайтера по схожим темам:

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru | Статьи на тему "Книги"