Чем фантастика отличается от фэнтези? - копирайтинг

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru - Статьи на тему "Книги"


Если спросить об этом первого встречного, то, скорее всего, он ответит, что для него это не суть важно, главное, чтобы сюжет был интересным. Если задать этот вопрос специалистам узкого профиля, то он вызовет огромное количество эмоций и разразившуюся дискуссионную борьбу за право того или иного определения быть верным и вопрос этот вообще сочтут некорректным.

Но для широкого круга читателей и зрителей фантастика и фэнтези – это увлекательные литературные жанры в духе необычного, нереального, но удивительно интересного замысла. Чтобы разобраться, можно ли и нужно ли их сравнивать, начнём по порядку.

Фантастика – в переводе с греческого, означает искусство воображения. Возникновение фантастики, как литературного направления началось в XIX веке с ростом научно-технического прогресса и связано с именами Герберта Уэллса и Жуль Верна. В России первыми фантастами стали Александр Вельтман, Владимир Одоевский, Александр Бестужев-Марлинский, уже позднее мир узнал имена братьев Стругацких, Ивана Ефремова, Александра Грина, Александра Беляева. Тесная связь с наукой обособляла фантастику от художественной литературы и притягивала людей, так или иначе связанных с научными знаниями: учёных, студентов, людей технических профессий. То есть изначально фантастика предполагала именно научную фантастику, пытающуюся логически объяснить основные представления о человеке, его мире и теоретических возможностях его способностей в будущем. То есть, главное в этом определении – это будущее.

С середины 20 века, понятие «фантастика» значительно расширило рамки своего определения. В 70-80-х годах ХХ века научная фантастика сама по себе потерпела ряд изменений, приближающих её к общему литературному потоку, упрощая научные рамки и определённые ранее правила. Постепенно, под привычным понятием «фантастика», стали пониматься и работы авторов, связанные с мистикой, «хоррором» (литература ужасов), фэнтези (волшебная, магическая фантастика) и т.д. То есть, фэнтези как литературное направление, если и можно сравнивать, то именно с научной фантастикой, а не с фантастикой в целом.

Фэнтези предполагает свободную фантазию (видимо от этого слова и произошло), не предполагающую какого-то объяснения. Это вид фантастической литературы, допускающий всё иррациональное, сверхъестественное – колдуны, Боги, волшебники и т.д.

Изначально фэнтези предполагает неизведанное, неопознанное и недосягаемое нашим сознанием прошлое, в котором нарушены все привычные законы физики, математики, логики и т.д. Например, магия, отрицающая законы тяготения, сохранения энергии, любые причинно-следственные связи. Хотя есть версии, что магия как раз таки очень хорошо продуманная и просчитанная область познания, но надо оговориться, что паранормального познания. Иными словами, фэтнези – где магия, фантастика – где физика.

По мнению А. Сапковского, фэнтези - это жанр или поджанр фантастики, родоначальником которого являются Говард, Льюис, Толкин, Муркок, Нортон, Ле Гуин. Главным истоком фэнтези он называет не волшебную сказку из нашего детства (которая называется народным эпосом), а легенды про короля Артура, аналогов которым такого уровня чрезвычайно мало. Именно этот архетип и стал прообразом большинства произведений жанра фэнтези, в основе которого противостояние Добра и Зла, Прогресса и Разрушения и стоящие за этим Силы. Но и эта характерная особенность фэнтези, как жанра в начале своего развития, теряется при сравнивании с научной фантастикой, ведь борьба светлого и тёмного – основа литературного замысла практически любого произведения. Как подметил один из критиков, фэнтези – это то, что мы угадываем с первых же строк книги или первых минут фильма, но объяснить и дать точное и конкретное определение не можем.

В фантастике насчитывается несколько десятков жанров от детской фэнтези, магического реализма, утопии и антиутопии, «мягкой» научной фантастики до киберпанков, космической фантастики, технофэнтези, апокалипсиса и постапокалипсиса.

Как видим, фэнтези – это часть мира фантастики. Но! В начале XXI века именно эти два понятия слились, перемешались и растворились. Если первоначально, научная фантастика – это роботы, звездолёты, инопланетяне, а фэнтези – это маги, гномы, мечи и сказочные персонажи, то всё большее распространение приобретают произведения, где научные открытия совершаются фэнтезийными героями и наоборот, где антураж одного направления накладывается на другой и зачастую самый грамотный критик не в силах определить, куда отнести тот или иной фильм или литературное творение.

Эта тенденция синергизма свойственна всему научному и ненаучному миру. Наступила эпоха, когда во всех сферах необходим синтез знаний. Наука признает паранормальные явления и комментирует толкования Библии. Литературные течения – это всего лишь отражение реальной действительности. Слияние понятий научного и ненаучного продиктовано переизбытком информационных потоков, которые сливаются друг с другом, создавая новые эмоциональные ощущения.




Статья "Чем фантастика отличается от фэнтези?" написана:

копирайтер prostoelena [Рейтинг: 11]


Cтатьи копирайтера по схожим темам:

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru | Статьи на тему "Книги"