Война с художественной точки зрения

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru - Статьи на тему "Искусство"


С художественной точки зрения дать характеристику войне и понять её можно, поделив её на:

- Войну на передовой, непосредственно бои, где человек иной раз встречается со смертью.

- Войну, какой она описана у Толстого в «Войне и мире» в первой военной сцене первого тома с переодеванием полка, когда из-за неясности приказа, то ли по чьей-то ошибке целый полк менял то походный костюм на парадный, то парадный на походный, и никто толком не знал, что именно было нужно.

Это именно то, когда строгость и устав, которые преподносят военное дело, как одно из самых организованных, точных дел вообще, ломаются о такие вещи, как недосказанность, расстояние, глупость и ошибка человека... война предстаёт не решённым уравнением, не алгоритмом, не точной наукой, какой она может казаться на первый взгляд. Она изменчива, как бывает изменчив человек. Устав всегда ломается о человеческую судьбу, и никогда война не похожа на драматургически выстроенное событие. Если нарисовать на полотне картину, символизирующую войну, на нас будет глядеть кривое, смазанное, перечёркнутое бессюжетное изображение, ничем не напоминающее спланированную стратегическими чертежами карту местности, какие лежат на генеральских столах или висят на стенах их кабинетов... и ни один офицер сам не нарисует такой картины, потому что давать оценку любой войне – задача исключительно художественная, так не похожая на бой на передовой...

Есть миллионы причин, о которых пишет Толстой в начале третьего тома, что стали неизбежными и фатальными для истории, влились в одно большое событие, сделавшееся частью истории, принявшее историческое значение. А те, кто вершит историю, те вовсе рабы этих причин и рабы истории. Ни от них зависят события, а от неизбежности всех событий, а «Царь – есть раб истории», как пишет Толстой.

Мне вспоминается «Герника» Пикассо. Первое, что я почувствовал в ней – это ничтожное уродство войны перед безмерной человеческой красотой. Пикассо любил людей, только потому он смог написать такую картину.

О войне многое можно узнать у Толстого и Хемингуэя. Читая их, ты бываешь на войне, и после этого знаешь то, о чём рассуждаешь, и можешь только подтверждать верность этого понимания и в другой литературе. Любые правдивые примеры после Толстого и Хемингуэя кажутся естественным подтверждением того ощущения, которое поселилось у тебя внутри о войне после них. Словно ты знаешь это также ясно, как если бы сам побывал в битве под Аустерлицем, или на высадке войск в Нормандии, и знаешь, о чём думали и солдаты, и их командиры, и как думал штаб, и кому или чему всё было подчинено. И, читая хронику или мемуары, ты набираешься опытом, знаниями, двигаясь в верном направлении понимания войны и психологии людей, подчинённой одному большому историческому, как пишет Толстой – фатальному (с чем можно спорить и не соглашаться, но что нельзя не иметь в виду в силу художественной правдивости) историческому событию.

Всё это, помимо политики и её грубой логики, имеет особо художественное начало для отражения в искусстве.

«Первая панацея для плохо управляемой страны - валютная инфляция, вторая - война; обе приносят временное процветание, обе приносят окончательную гибель».

Эрнест Хемингуэй




Статья "Война с художественной точки зрения" написана:

копирайтер Kurosawa [Рейтинг: -10]


Cтатьи копирайтера по схожим темам:

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru | Статьи на тему "Искусство"