Об улыбках

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru - Статьи на тему "Культура"


Всем нам прекрасно известно, что на свете встречается множество видов улыбок. По сути, каждый человек – своя улыбка, совершенно отличная от любой другой. Однако публика любит обобщения, классификации, статистику, которые несут в себе маленькие открытия или сенсации. Поэтому и мы не избежим некоторых обобщений. Основным критерием классификации улыбок справедливее всего считать причину улыбки: хорошее настроение (спонтанная улыбка), желание понравиться (в том числе и обмануть), желание подбодрить кого-то или передать какое-то третье «сложное» чувство и т.д. Ещё более широкая классификация по воле улыбающегося: непроизвольная и произвольная улыбка. Но мы предложим другую классификацию, не исключающую и даже обогащающую указанные выше категории. На наш взгляд, в мире существуют такие основные типы улыбки: «улыбка ресепшена» (reception), «улыбка успешного человека», «улыбка восточного мудреца» и «улыбка обывателя». Первые две в большей степени характерны для Западной Европы, Канады и США. Вторые для России и, возможно, всей Азии.

«Улыбка ресепшена» это улыбка (добродушный оскал) сотрудников сферы обслуживания или улыбка офисных служащих, встречающих клиента. Улыбка эта на 100% произвольная, часто, но далеко не всегда, маскирующая равнодушие, откровенную неприязнь или другие нехорошие эмоции. Смысл сообщения, передаваемого такой улыбкой для рядового обывателя – «я рад Вам», для мудрого человека – «я рад Вам, потому что мне это предписано должностной инструкцией» или «я именно тот, кому Вы должны отдать Ваши деньги». Безусловно, существует немало книг и кинофильмов, где над подобной улыбкой насмехаются, но в реальности, профессионально (иногда восхитительно) скалящиеся сотрудники зарабатывают для коммерческих фирм хорошие средства. И поскольку «это работает», такая улыбка завоевывает Россию и Азию совместно с рыночной экономикой. К счастью, хмурые продавщицы ларьков и продуктовых магазинов советской закалки и их «последователи» до сих пор радуют нас вполне искренними эмоциями на лице: равнодушие, раздраженность, но часто и вполне искренняя улыбка от хорошего настроения.

«Улыбка успешного человека» это более редкое явление, чем «улыбка ресепшена». «Улыбкой успешного человека» чаще всего улыбаются известные артисты, когда они не на сцене, но на публике. Суть этой улыбки – реклама. Во-первых, реклама успешного образа жизни, реклама утверждения «чем больше у человека денег, тем он счастливее». Во-вторых, реклама себя как успешного человека – «я успешен сам и могу помочь добиться успеха и вам». То есть в самом грубом смысле «улыбка успешного человека» - это продажа себя по завышенной цене. Такие улыбки, конечно, не основной двигательный механизм продвижения по «карьерной лестнице», но имеют в ней достаточно серьезный вес. Кого возьмут работать в компанию руководителем среднего звена из двух соискателей, если они одинаковой квалификации? Того, кто способен своим цветущим видом вселять в сотрудников оптимизм. Ещё раз подчеркнем, что «улыбка успешного человека» имеет две ипостаси: реклама себя как успешного человека и реклама успешного образа жизни. Реклама успешного образа жизни – это более тонкая категория. В неё волей-неволей вовлечены все, кто попадает на обложки глянцевых журналов или желтой прессы или же попадают в управленческую элиту. Своей ненавязчивой вездесущностью «Улыбка успешного человека» как часть «американской мечты» создает мотивацию обществу для развития предпринимательства в частности и рыночной экономики в целом. Улыбка, о которой идет речь, имела место и в Советском Союзе, сколь уж ею улыбались известные артисты, но чаще всего обещала славу и всеобщее уважение/обожание, а не деньги. Что гарантировало определенную моральную чистоту этой улыбки. Теперь же к нам пришла «улыбка успешного человека» с её первоначальной «неприкрытой» сутью, которая способна лишить человека «российской души», превратив в «машину для зарабатывания денег».

«Улыбка азиатского мудреца» - это совокупность явлений от японских двусмысленных улыбок, до хитрых казахских прищуров. Человеку, умеющему хотя бы примерно интерпретировать подобные прищуры, в переговорах с азиатскими деловыми партнерами непременно будет сопутствовать успех. Часто «улыбка азиатского мудреца» - это проявление вежливости, своего рода обман ради получения психологической (а вместе с нею и материальной) выгоды. В этом ракурсе «улыбка азиатского мудреца» очень похожа на «улыбку ресепшена». Отличие «улыбки азиатского мудреца» в следующем: во-первых, она применяется в деловых отношениях на всех уровнях, начиная от «восточного базара» и заканчивая высшим руководством. Во-вторых, улыбка эта более тонкая, чем просто «доброжелательный оскал» и тонкость «улыбки азиатского мудреца» не зависит от уровня её использования: торговец на базаре, предлагая табак, может улыбаться гораздо многозначительнее, чем руководитель корпорации, предлагающий совместное строительство нефтепровода. Кроме того, «улыбка азиатского мудреца» служит для передачи невероятного множества сообщений. Для примера, через «улыбку азиатского мудреца» можно сказать и «Вы не совсем правы», и «Вы совершенно ошибаетесь» - после какого-либо утверждения собеседника либо обозначить, но сдержать улыбку (в первом случае), либо улыбнуться радушно и широко. Таким образом, из момента происхождения улыбки, из её холодности/радушности, из мимолетности/длительности и так далее, могут складываться тысячи невербальных сообщений. Безусловно, сколь уж Россия во многом азиатская страна, большинство россиян умеют читать подобные улыбки на подсознательном уровне. Не последнюю роль в хождении «улыбки азиатского мудреца» сыграли многочисленные этнические группы татар, башкир, якутов и т.п. «Улыбка азиатского мудреца» - это настоящее спасение российского делового менталитета от глупых «улыбки ресепшена» и «улыбки успешного человека».

«Улыбка обывателя» - непроизвольная улыбка, единственной причиной которой является хорошее настроение (радость от чего-либо) - распространена по всему земному шару. Пока советское пространство было закрыто от рыночной философии, от дресс-кодов и корпоративной этики, «улыбка обывателя» была преобладающей в межличностных контактах. Остается лишь надеяться, что в нашем обществе столь сильны самобытность и азиатские начала, что люди будут чаще именно улыбаться, чем скалиться на западный манер. Желаю вам почаще улыбаться «улыбкой обывателя»!




Статья "Об улыбках" написана:

копирайтер AlexCumt [Рейтинг: 30]


Cтатьи копирайтера по схожим темам:

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru | Статьи на тему "Культура"