ТРАМВАЙ «ЖЕЛАНИЕ»

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru - Статьи на тему "Театр, спектакли"


Мир наших желаний подобен айсбергу – лишь малая их часть находится на поверхности межличностных взаимоотношений. Очень многое скрыто в глубинах подсознания и является для нас источником самых разнообразных поступков и событий – от безусловно замечательных до весьма спорных и даже трагических.

«Желай большего, довольствуйся тем, что имеешь» - красивые и правильные слова! Но, если бы всё обстояло так просто с этим старым, как и само человечество, понятием. Не знаю почему, но размышляя на эту вечную тему, мне вспомнилась пьеса Теннеси Уильямса « Трамвай «Желание». Быть может, потому что это архаичное средство передвижения напоминает нашу жизнь – то, мчащуюся по прямому как стрела проспекту, то трясущуюся по ухабам кривых рельсов закоулкам; кому-то - вот-вот на выход, ну а кому-то - ещё ехать и ехать! И неспроста этот трамвай имеет такое символическое название, ибо всё, что происходит с нами в этой жизни, в той или иной степени, связано с нашими желаниями. Каждый из нас, наверное, неоднократно сталкивался с ситуациями, когда острое, целиком захватывающее желание добиться чего-либо (или кого-либо) отрывает нас от проблем, предрассудков, привычек. Другими словами, от всего, чем мы успеваем «обрасти» за нашу жизнь и, преодолев «гравитацию действительности», презрев всяческие запреты и осуждения, поднимает над тем, что ещё вчера казалось неизменным и непоколебимым. Вот только «конвертировать» свои желания в реальность получается далеко не у всех и не всегда. А ведь нереализованные желания – это болезненные и опасные удары по стержню нашей личности, и эхо этих ударов, подобно топору дровосека, раздаётся далеко за пределами нашего проявленного мира. Так что, используя медицинскую терминологию, подвергнем этот важнейший аспект человеческой сущности всестороннему «обследованию», чтобы в будущем, по возможности, уберечь себя от проблем, накрывающих нас в самые неподходящие моменты, как плата за неосторожные и страстные «хочу!».

Вообще-то, желание – это внутреннее влечение человека, его стремление к осуществлению чего-либо или обладанию чем-либо (кем-либо). Очевидно, что на своём низшем, примитивном уровне желания имеют животную природу и обусловлены постоянной необходимостью удовлетворения первоочередных потребностей. По своей структуре желание состоит из некой программы действия (цели), обусловленной какой-либо потребностью и имеет положительный эмоциональный «заряд» (удовлетворение), «срабатывающий» после реализации – своего рода «приз» себе любимому за успешно выполненную работу (исполнение желания). В процессе социализации, «список» желаний неуклонно пополнялся, но так или иначе, большинство из них имели (и продолжают иметь) очевидную привязку к основным инстинктам. Природу и механизмы человеческих желаний, а также роль и значение понятия «Эго» (в контексте данного вопроса) изучали такие известные исследователи как: З.Фрейд, Р.Мэй, Ж.-П.Сартр и др. Понятию «Эго», как некой абстрактной, структурной составляющей личности отведена роль «трансформатора», адаптирующего импульсы «снизу» в собственно человеческие формы и открывающего возможности проявления свойств желаний на более высоком – духовном уровне. Эта же схема, при определённых условиях, «работает» и в обратном направлении – «сверху - вниз». Правда, сближение и взаимодействие нашего естества со своей духовной природой происходит крайне медленно, что подтверждает довольно низкий общий уровень духовного развития человечества. Деньги (аналог первобытной пищи) являются основой нашей жизни, а сексуальные инстинкты продолжают эксплуатироваться повсеместно. Желания творческих свершений, познания и самопознания, духовного совершенствования, сострадания, служения идеалам любви и добра вызывают у большинства ироничную усмешку. Мы грезим новым мобильным телефоном, потому что это модно. Мечтаем о новой машине, потому что не престижно ездить на устаревшей модели. То есть, нас интересуют, в первую очередь, даже не столько функциональные свойства желаемых предметов, сколько их «статусность». Наконец, среднестатистическая девушка, как правило, горит желанием повстречать именно состоятельного мужчину, а тот, в свою очередь, мечтает о подруге непременно модельной внешности. Прочие достоинства «соискателей» интересуют гораздо в меньшей степени, да и то сквозь призму «материального» и «сексуального». Другими словами, посредством объектов наших желаний мы стремимся отвоевать себе «место» в стае себе подобных. Далеко же продвинулось человечество в своём духовном развитии за несколько тысячелетий существования цивилизации! В связи с этим, уместно ввести некое условное понятие «качества» желаний. Высокодуховные желания можно с уверенностью отнести к желаниям «высокого» качества. Желания, основанные на позитивных эмоциях, реализация которых идёт нам на благо и не причиняет вреда окружающим, можно считать в целом «положительными». Те же желания, источником которых является всевозможный негатив (агрессия, зависть, месть…) опасны как для носителей этих желаний, так и для тех, кто стоит на пути их реализации. Их справедливо отнести к разряду «отрицательных».

Но, если с «положительными» желаниями всё более-менее понятно - они, в той или иной степени, регулируют, регламентируют и направляют нашу жизнь, то «отрицательные» желания создают большие трудности и тем, кто их испытывает, и тем, кто поневоле попадает в их негативное поле.

Запретные желания или «запретный» плод. Как и большинство наших радостей и горестей, это понятие родом из нашего детства - наше первое «хочу!» и, следующее за ним, суровое родительское «нельзя!». Возможно, ещё при рождении нам даётся программа «агрессивной реакции» на всевозможные запреты – результат длительной борьбы живого существа за «место под солнцем», изначальное стремление к познанию всего нового при активном сопротивлении отживающего. В большинстве случаев, запретные желания не таят в себе опасностей - они, как правило, «проигрываются» на уровне фантазий и погружаются в бездну нашего подсознания, часто принимая участие в развитии творческих начал. Нередки и исключения из этого правила, когда детские запреты служат «благодатной» почвой для всевозможных фобий, неврозов и комплексов. Но всё обстоит гораздо хуже, если запретные желания (или любые другие, реализация которых за гранью реальности) становятся навязчивой идеей. В этом случае целесообразно говорить уже не столько о желаниях, сколько о страстях. И всё же, если человеку дано испытать сверхсильные эмоциональные переживания в виде устойчивых нереализованных желаний, значит на то, как правило, имеются весомые основания. С точки зрения восточной философии (индуизм, буддизм), всё происходящее в нашей Вселенной подчиняется Всеобщему кармическому Закону (всеобщий закон действий и последствий). Этот Закон, по своей значимости, выше любых других, хорошо нам известных, законов физического мира. Несмотря на то, что крупицы этого Закона были ниспосланы людям в виде мифов, Откровений, Заповедей, единожды согрешивший человек, уже не смог остановиться, и продолжал своё грехопадение, затягивая в воронку искушений все последующие поколения своих потомков. В христианской традиции – навязчивое «отрицательное» желание (страсть) – ни что иное, как искушение сил зла, и противостоять этому может только твёрдый в Вере человек, опираясь на поддержку Всевышнего и Церкви. Осознанный отказ от страстных, пагубных желаний, уже само по себе, есть - страдание, а страдания, как известно, способствуют духовному очищению. Но самое важное, что отказ от греховных желаний автоматически уменьшает присутствие этого греха в жизни человека, а значит и в жизни вообще. Однако, негативная энергия нереализованных «отрицательных» желаний перетекает в другие сферы жизни, если не «отрабатывается» через страдание, внутреннее переосмысление и покаяние; опасные желания, при этом, продолжают свою разрушительную работу, изменяясь по форме, но не по содержанию. Нужно также всегда помнить, что настойчивые, неотступные желания, особенно грубо попирающие волю и интересы других людей, имеют все признаки «чёрного» магического влияния - разрушительную программу и мощный, эмоционально окрашенный вектор отрицательного энергетического воздействия. Последствия и оборотная сторона таких желаний, вне зависимости от степени их реализации, могут быть непредсказуемы. Сверхсильные «вибрации» такого рода желаний достигают закрытые для нашего восприятия уровни «тонких планов», являющихся первоосновой для формирования реальных событий в нашем мире. А поскольку «качественное» содержание этих желаний, как правило, не соответствует кармическим принципам, то и их реализация приобретает уродливые формы, не говоря уже об ответственности за нарушение Закона, которая неизбежна и неотвратима.

Вероятно, сильные желания, реализация которых заведомо невозможна, «активируются» в нашем сознании для «проживания» тяжёлых чувств, что по Замыслу должно помочь в развязке кармических узлов, оставленных «по наследству» предыдущими воплощениями или родовыми связями. Дело в том, что наш мир - мир, который мы видим, слышим и анализируем - является частью более сложного и многообразного «контента». Поэтому, многие причинно-следственные связи нашей действительности кажутся нам иррациональными и несправедливыми. Мы пытаемся осмыслить Вселенную, как если бы пытались оценить картину лишь по нескольким пазлам из неё, или вникнуть в смысл повествования только по одному, вырванному из контекста предложению. Руководствуясь, в принятии решений, такими «фрагментами», мы неизбежно совершаем новые ошибки, которые позже отзываются эхом уже в других событийных комбинациях, становясь источником новых, ещё более тягостных и необъяснимых желаний. Отсюда выражения – «сам не знает, чего хочет» или «хотел как лучше, а получилось…». Таким образом, уже многие тысячелетия человечество продолжает лить воду на колесо Сансары и наши желания играют в этом круговороте далеко не последнюю роль. А, между тем, всё это сложное многообразие Вселенского Таинства находится (спроецировано или закодировано) в самом человеке (микрокосм). Вот только видеть события и явления в более сложных, «объёмных» взаимосвязях, заглядывая за пределы проявленной реальности, дано лишь людям высокодуховной организации, хотя такому «проcветлению» способствуют также и древние духовные практики: йога, медитация, каббала, глубокое религиозное служение…

В желании всегда присутствует элемент свободы – свойство некоторой идеализации желаемого. Желая, мы ещё не вполне осознаём всё то, с чем придётся столкнуться в процессе реализации; наши желания, как бы «парят» над жёсткой и структурированной реальностью, позволяя тем самым, раздвигать существующие горизонты. Однако, слишком слабая связь желания с действительностью снижает (или вообще блокирует) возможности его исполнения. В то же самое время, желание как бы «бросает вызов» реально существующему миру. В нём заложено стремление к изменению этого мира, его обновлению, раскрытию его новых качеств и сторон.

В пьесе «Трамвай «Желание» печальный финал. Да и сама пьеса оставляет горькое «послевкусие». Осознание того, что наши желания зыбки и беззащитны перед лицом грубой и жестокой реальности вряд ли могут прибавить оптимизма. Но внимательное и бережное отношение к своему внутреннему миру, а также категорический запрет слепым, стихийным страстям хозяйничать в наших душах, помогут удержаться в седле на крутых виражах нелёгкого, полного опасностей и неожиданностей пути с коротким и одновременно бесконечным названием ЖИЗНЬ.




Статья " ТРАМВАЙ «ЖЕЛАНИЕ»" написана:

копирайтер LordOfGeass [Рейтинг: -3]


Cтатьи копирайтера по схожим темам:

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru | Статьи на тему "Театр, спектакли"