ПОЧЕМ ТАКСИ ДЛЯ НАРОДА

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru - Статьи на тему "Другие статьи"


ПОЧЕМ ТАКСИ ДЛЯ НАРОДА

Вы можете произнести слово такси в любой стране мира и вас сразу поймут. Трудно найти более интернациональное слово. Видоизменяясь с веками от носилок до авто, оно существовало всегда, т. к. существовал спрос на этот вид услуг, и будет существовать, по крайней мере, до тех пор, пока человек не научится самостоятельно без чьей-либо помощи перемещаться на большие расстояния с такой же легкостью как говорить.

Большинство находкинских граждан без труда вспомнят времена пятилетней давности, когда вдоль Находкинского проспекта почти в любое время суток буквально толпились люди и голосовали, в меру характера кто скромно, кто, яростно жестикулируя, прося чтоб хоть кто-нибудь подобрал их и подвез. То время старые таксисты не могут вспоминать без ностальгии. При суточном плане в 38 руб., 100 руб. можно было заработать до обеда. Как выглядит зеленый огонек народ знал только по телевизору, такси всегда проезжало набитое до отказа, а если пустое – то значит на обед. Стоящие «Волги» мы видели только у автовокзала, поджидающих выгодных клиентов. Если кто забыл, то до Аэропорта можно было добраться за 100 руб., если повезет за 60, а средняя зарплата составляла 150-180 руб. Сервис так же шагал в ногу со временем – перекосившаяся и хромая на все четыре колеса «Волга», снятые все до одной ручки внутри салона и рычащий громче двигателя водитель. Вспоминается? Да-да это было чуть более пяти лет назад. Цены, конечно же, менялись, прирастая послеперестроечными нолями, но картина в целом оставалась та же.

Теперь же во славу отечественного гения Остапа Бендера его пророчество сбылось для отдельно взятого региона и авто перестало быть роскошью, но средством передвижения, причем зачастую более выгодным по сравнению с автобусом. Раньше на светофоре, пока горит красный свет, скапливалось около десятка машин, сегодня красный свет светофора создает пробку до следующего светофора и так далее по цепочке. Нам есть чем гордиться, у нас есть гении в своем отечестве и теперь мы бьем по бездорожью каждый день. Но впрочем, разговор не об этом, а о такси.

Ныне картина поменялась, на каждой остановке можно увидеть очередь амашин, стоящих в ожидании клиентов. Старые «Волги» с госномерами и трафаретами старого образца, «Волги» с новыми частными номерами вперемешку с иномарками, выбор на любой вкус, вплоть до микроавтобусов. И сам таксист теперь не тот, без споров подвезет до самого подъезда, подождет, если попросишь. Наверное, это можно назвать одним словом – перестроились.

Кто они эти люди?

Условно их можно разделить на две группы – таксисты и частники. Старых таксистов с «дореволюционным стажем» осталось мало, сам таксопарк перестал быть частью госсектора, вначале акционировался, потом развалился и влачит непонятно какое существование. Пару лет назад прежний директор таксопарка в частной беседе сообщил, что у него нет таксистов, только арендаторы машин. Собственно получается, что они те же частники, машины ремонтируют в таксопарке за свой счет, бензин покупают и т.д. Кто-то выкупил свои машины, кто-то до сих пор арендует, просто имеют дело с АО «Таксопарк».

Обычно они работают парой на одной машине и платят аренду. В этом году аренда одной машины поднялась до 900 тысяч рублей в месяц.

Один старый таксист сетовал на свою машину, потом по ходу беседы выяснилось, что машина прошла 990 000, МИЛЛИОН! километров. Выкупил и по сей день ездит.

Извоз пассажиров можно смело назвать народным бизнесом, которым занимаются или занимались 100 % водителей, эдакая палочка-выручалочка от всех бед и финансовых затруднений, подработать на бензин самое обычное дело. Но просто разъезжать по улицам в поисках пассажиров перестало быть экономически выгодно, ветер перемен сузил круг потенциальных клиентов и как следствие на остановках появились машины владельцев иномарок, которые стали конкурировать с таксистами. Поначалу прирабатывая лишь в вечернее время, теперь они стоят там с утра до вечера. Они не бьют себя в грудь, не доказывают, что и они таксисты, им наплевать на это, просто они зарабатывают деньги.

Конкуренция, надо сказать, идет жесткая. В прошлом году, весной, был период, когда народ перестал садиться к таксистам, обходили их и садились в иномарки. Для примера с автовокзала до Южного микрорайона с пассажиров брали по 30 руб. и только благодаря конкуренции им пришлось умерить свои аппетиты и подстраиваться под пассажиров. Та же картина с автовокзала в Аэропорт, со слов одного таксиста, они занимают очередь и могут простоять в ней по три дня, кто съехал тот выбывает, таксисты до сих пор стараются держать цену 500-550 тысяч, но люди выходят на дорогу и уезжают за 400 тысяч и тем невольно приходится понижать цену. По идее такси никогда не было общественным транспортом, но конкуренция заставляет держать цены на разумном уровне по отношению к доходам основной части населения. Сейчас частично можно наблюдать обратный процесс, народ порой предпочитает таксистов частникам и таксисты берут практически всех.

Теперь отдельно про частников на иномарках. Стабильный заработок в среднем от 100 до 200 тысяч в день при наших бедах с платежами и задолженностями выглядит для многих владельцев легковушек очень и очень соблазнительно. Хотя, конечно же, машина изнашивается намного быстрее, больше денег уходит на ремонт, много расходуется на бензин, особенно зимой, все равно остается достаточно, чтоб обеспечить себя и семью, не считать копейки на хлеб и самое главное не попрошайничать у своего начальника свою зарплату. В наше время, как известно, необходимо иметь либо много знаний в голове, либо много мышц на руках и здоровья, чтоб хорошо зарабатывать, тут же дело не требует особого образования, главное опыт и желание, можно сравнить с рыбалкой, то клюет, то не клюет. Трудно найти аналогичную сферу деятельности. Есть еще торговый рынок, но он во многом уже сформировался и условия на нем изменились в худшую для торговцев сторону.

Но не все так просто. Желающих пополнить ряды «неофициальных таксистов» и поработать с остановок такси слишком много, поэтому нашлись люди решившие взять под свой контроль этот процесс. Человек, взращенный в нашей среде, сразу поймет о чем идет речь, для иностранцев поясняем – в России свято место пусто не бывает.

Возьмем, к примеру, остановку такси на Арсеньева, она подойдет для этой цели как нельзя лучше т.к. именно на этом участке появились первые пионеры, которые решили организовать бригаду таксистов-частников. Там практически всегда стоят 1-2 машины, общее количество в разное время колебалось от 8 до 12 машин. Взамен выбывающих находят замену среди своих знакомых, посторонних давно уже к себе не берут, а если попробует подработать какой-нибудь новичок, то к нему сразу же подойдут и коротко объяснят, что это место куплено, именно куплено, что они платят за то, что здесь работают и т.д. со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кстати добавить, прошлым летом они утверждали, что платят двум криминальным группам одновременно. И хотя душераздирающих историй о расправах над кем-либо не всплывало, метод действует, даже таксистов на «Волгах» со старыми госномерами на этой остановке трудно увидеть, вытесняют. А цены они держат высокие и район многолюдный с детскими садами, магазинами и менее проездной по сравнению с центром, т.е. труднее уехать на попутке. Законы конкуренции на их участке им удалось слегка обуздать.

Постепенно в течение года такая картина распространилась на все остановки начиная от Арсеньева до автовокзала.

Платят со всех остановок. Общее количество машин – величина не постоянная по ряду причин, но минимальное количество владельцев иномарок по городу, которые платят мзду криминалу не опускается ниже 30 штук. Плата стабильная – 50 тыс. рублей в неделю, в прошлом году платили по 15 тысяч в день, в настоящее время расценки как видите несколько снизились. Криминалу оказывается не чужды принципы маркетинга – увеличивать количество и понижать цены.

На любой остановке имеются свои постоянные «хозяева» и с других остановок их прогоняют, так же как и они гонят посторонних со своей территории.

Интересен психологический момент в поведении людей. Мыкается так простой русский мужичёк по городу, пытается подработать, тоже ведь не от хорошей жизни, нужда заставляет, а его отовсюду гонят, пинают, колеса грозят проколоть в первую очередь или фары побить, но кто ищет, тот всегда найдет, и вот наступает момент – он вклинивается в какую-нибудь бригаду и начинает платить. Что с ним происходит, куда делся забитый мужичёк? Он становится уверенным в себе, за его спиной как бы невидимая большая сила на его стороне, он сам уже подходит к чужакам, угрожает вали мол резко от сюда не мешай работать, очень похож на моржа-секача на лежбище.

А с чего все начиналось?

Два с лишним года назад на остановках все чаще стали появляться личности со словарным запасом в 300 слов родного языка и как можно вежливее, для наглядности представьте себе Эллочку Щукину из «12 стульев» после двух лет отсидки, старались внушить, что они есть «крыша» и за это надо платить. Старые таксисты народ тёртый, более-менее организованный они так и не поддались, а вот мужичёк ..........................., и не удивительно через гены от отца получил он чувство, что с ним могут сделать что угодно безнаказанно.

Заметим, что все вышеперечисленные реалии таксистских будней не являются какой-либо тайной за семью печатями. Человеку, обладающему малой долей любопытства или просто желающему поучаствовать в почетном деле перевозки граждан нашего города все растолкуют с оперативностью бывшего «Аэрофлота», назовут фамилии, посвятят в подробности, покажут и познакомят с необходимыми людьми, даже если сам не захочешь. Достаточно двух дней, чтоб определить точное количество машин, владельцы которых поднимают отечественный криминал до международного уровня, на первые числа февраля таких машин было 44+- 2.

И чего собственно скрывать, народ должен знать своих героев! Итак ПРЕМЬЕРА – восходящая звезда городского рэкета, с осени прошлого года – Женя Воронцов, признанный авторитет среди кругов предпочитающих потребление тонизирующих крепче водки и не любящих внутренние органы, глава выросших малолеток, владелец всех остановок такси города.

Женя! Поздравляем тебя в связи с первым появлением твоего имени на страницах печати и ростом популярности! Может быть когда-нибудь до мэра города дорастешь.

У человека, первым прочитавшего эти строки, возник вопрос: « А обязательно указывать конкретные фамилии?» - Нет, конечно. Никакой острой необходимости нет. Свобода выбора всегда остается за нами, можно делать, можно и не делать. Сам Женя прост и доступен, каждый день открыто по несколько раз объезжает свои владения. Дела, знаете ли, обычная предпринимательская деятельность.

Далее на фоне криминала хотелось бы осветить роль нашей милиции. Так вот, эту роль не удастся высветить даже в солнечный день самым мощным прожектором т.к. нет её, роли этой. В начале 90-х приходилось много читать и слышать от милицейских чинов, что мол не могут они противостоять разгулу преступности из-за отсутствия элементарных технических средств и обеспечения. Сейчас у них вроде бы все есть, но все их «пушки», джипы-вездеходы, суперсвязь, «демократизаторы», наручники и особые полномочия бессильны оказываются. Утверждать, что милиции не известны факты – наивно. В конечном счете проблема выживания дело персональное, каждому приходится рассчитывать только на себя. И проблемы решаются, но по личным каналам. Среди мелкой шушеры особым почетом пользуются милицейские чины в звании майора. Если среди ваших знакомых найдется такой, достаточно в его сопровождении порисоваться, проявить твердые намерения и можно считать что у вас есть своя надежная «крыша». Для иностранцев еще одно пояснение – в России, если очень хочется можно сделать что угодно, а если нет желания можно ничего не делать, и все строго на основании закона. Нет жалоб и заявлений – нет проблемы.

Вот пара примеров из реальной жизни без имен, фамилий, номеров машин, при желании люди узнают себя, а каких-либо личных претензий к ним не может быть т.к. – они часть нас самих, но это было: приходилось видеть как один парень размахивал милицейским удостоверением и требовал, чтоб ему не мешали подрабатывать на своей личной машине, называл номер служебного джипа, угрожал разогнать тут всех, штрафами замучить, и т.д. потом проверили – да, действительно удостоверение не в ГУМе покупал. Или стоит молодой парень в форме милиции без значка ГАИ, машет жезлом, рядом с ним еще двое таких же молодых парней в гражданской одежде с юношеским румянцем на щеках, так сказать используют служебное положение в личных целях из-за нежелания ехать на автобусе (частая картина у рядовых чинов). Мелкий штрих, но на глазах у десятков людей, помочь оградить от мелких подонков не может, а это может. Откуда взяться доверию и уважению?

Просьба не воспринимать последние строки как преднамеренное оскорбление. Не будь органов правопорядка, нам сегодня пришлось бы перемещаться по городу только группами, не менее трех, вооруженными до зубов. Кто не верит может заглянуть в учебник истории.

Могут возразить – отдельные факты не передают динамики процесса. Чтоб перечислить все факты потребуется отдельная книга. Кому еще кроме таксиста известно такое свойство русской души как – ехать домой на последнюю десятку и изливать коротенькие новеллы своей жизни человеку за рулем. За день через таксиста проходят десятки людей. Таких фактов как примеру, на рынке «Южный», с момента его открытия, владелец каждой машины платит по 400 тысяч в месяц за «крышу», сотни, а это уже статистика. Народная мудрость гласит: «Без крыши – никуда», фактически всем сегодня приходится иметь «крышу» как бы по другому она не называлась, «крышами» разве что не торгуют как индульгенциями Римского Папы.

И наконец осталось выяснить какова роль в этом вопросе города, т.е. городской администрации совместно с налоговой службой как последних заинтересованных лиц. Не хочется быть банальным, но придется констатировать – городская администрация – организация чисто административная, а чиновник даже на надгробье выглядит бюрократом. Вот что он может предложить человеку желающему заняться таксобизнесом. Первым делом ему выдадут бланк заявления на регистрацию, отпечатанному с грамматическими ошибками, где ему потребуется сообщить о себе кое-что и сразу же оплатить госпошлину в размере 83 490 рублей, потом зарегистрироваться в транспортной инспекции, где так же боготворительностью не занимаются, т.е. оказывают «помощь» не даром, затем следует составить договор с гор.администрацией и купить лицензию примерно за 500 000 рублей, согласно которого вы должны заключить еще один договор с какой-нибудь транспортной организацией, чтоб вас освидетельствовал медицинский работник перед каждым выездом на работу, что дополнительно обойдется от 400 тыс. до 1 миллиона (смотря где) и наконец заключить соглашение со страховой организацией на страхование пассажиров. Не слабо, да? Потом Иван Иваныч Иванов должен ежедневно вести типа путевого листа: время выезда, окончание, расход бензина, выручка, проценты подоходного налога, налоговая будет трясти, криминал свое выколачивать. Да кто? Когда? Где, утверждал, что русский мужик – идиот? А?

Битвы за урожай сменились сражениями за мазут, надо полагать, что городской казне не помешали б пара тысяч долларов в неделю, но как их взять? Каждый начинающий предприниматель знает, что прежде чем взять необходимо что-то вложить, наладить процесс производства и ухаживать за ним как за цветком. Время самых богатых свалок в мире прошло, иначе ничего не получишь. Таксист ведь не торговец на рынке, который стоит на лобном месте на рынке открытый под обстрелом с трех сторон: милиции, налоговой полиции и рэкета. Таксист ускользнет.

В конце января проводилась мелкая акция по разгону частников-таксистов с остановок. Частники попечалились пару дней, на третий повеселели, когда выяснилось, что в городском бюджете не предусматривают дополнительных ассигнований на содержание постовых у каждого столба со знаком такси. Кроме того, в случае усиления притеснений со стороны властей частник всегда может понизить цены, ему ведь не приходится платить налоги, у них большой запас живучести, и народ опять будет обходить таксистов.

Хочется отдельно отметить, что целью статьи не является желание кого-то научить жить, а выделить то с чего статья начиналась – такси было, есть и будет, вопрос лишь в форме существования. Сможет город создать для всех желающих заниматься таксобизнесом приемлемые условия – к нему потянутся люди и в казне зашелестят совсем не лишние купюры, а нет, так барин всегда найдется.

И в завершение приведем небольшой список нынешних пассажиров, разбив их по нескольким основным категориям, так сказать срез, возможно он покажется кому-нибудь наглядным:

ПАССАЖИРЫ

Пенсионеры - самостоятельно на такси никогда не ездят, только если взрослые дети посадят или сопровождают. Самим им не по карману даже магазины, пару раз в месяц ездят на рынок на автобусе где цены ниже.

Военные - вымерший тип клиентов

Милиция - голосуют с обочины, чтоб добраться на попутке бесплатно, могут использовать для этой цели жезл, такси с остановок не берут.

Гости города - пользуются заслуженным уважением таксистов, излишне не мелочатся.

Китайцы - рассчитываются обычно мелкими купюрами, такси чаще берут в интересах дела.

Кавказцы - их девиз – уехать дальше, заплатить меньше, для достижения этой цели обойдут все машины, торгуясь. Сезонное повышение цен воспринимают как личное оскорбление. Могут долго стоять, голосуя с обочины, не обращая внимания на автобусы.

продавцы с рынка - даже зимой у них красные от солнца носы и щеки. Знают все расценки, могут позволить себе маленькую роскошь после дня проведенного под открытым небом.

молодые девчонки - да откуда у них деньги, сами подумайте?

молодые парни - с огорода яблоки таскать для них устарело, поэтому плату следует брать вперед, иначе разбегутся как зайцы.

Домохозяйки - оставляя на рынке две-три сотни, планируют десятку-другую на такси, чтоб дотащить пакеты до дома. В остальных случаях предпочитают автобус.

Моряки - все зависит от того, сколько он уже на берегу.

Автомобилисты - временно оставшись без машин автобусов не любят.

Наркоманы - зелье им заменяет ум, честь, совесть и достоинство. С первого взгляда не всегда можно отличить от нормальных людей, но следует сразу избавляться от них, как только это обнаруживается. Посадив одного можно за один раз узнать половину наркоточек города, а время и бензин списать по статье убытков.

Разделять людей по категориям можно до бесконечности, разбившись на мелкие группы они потом будут укрупняться т.к. один человек может входить сразу в несколько категорий и, кроме того, в каждой группе имеются свои холерики, флегматики, пьяные и трезвые, опаздывающие, в праздничные дни и будни. Образы этих людей собирательные, наиболее характерные.

В канун Нового Года, положим, люди становятся наиболее похожими друг на друга.

Находка март 1997 г.




Статья "ПОЧЕМ ТАКСИ ДЛЯ НАРОДА" написана:

копирайтер КОННИТИВА [Рейтинг: 5]


Cтатьи копирайтера по схожим темам:

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru | Статьи на тему "Другие статьи"